2  Конструктивные элементы системы охлаждения.

 

Радиатор – радиатор является теплообменником, в котором тепло от охлаждающей жидкости передается потоку воздуха. Поверхность охлаждения выбирается из условия 0,1…0,15 м2/л.с. для легковых и 0,15…0,3 м2/л.с. для грузовых. Материал – латунь, сплавы алюминия.

Каркас радиатора образован боковыми стойками 1 (рис. 2, а), соединенными пластиной, припаянной к нижнему бачку. Он крепится к раме автомобиля на резиновых подушках 5, что необходимо для уменьшения вибраций и ударных нагрузок, возникающих при его движении. Радиатор состоит из верхнего 4 и нижнего 6 бачков и теплорассеивающей сердцевины 7, наружная поверхность которой обдувается воздухом. Количество воздуха, проходящего через сердцевину, регулируется створками-жалюзи 8, установленными в специальной рамке на каркасе радиатора. Они выполнены в виде набора узких пластин и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим их поворот из кабины водителя. Для увеличения поверхности теплообмена на водопроводящие детали одеваются тонкие ленты (прямые или гофрированные).

канирование0001

Рис. 2 Радиатор и типы его сердцевин:

а – устройство; б, в – соответственно трубчато-пластинчатая и трубчато-ленточная сердцевина

В радиаторах применяют в основном трубчато-пластинчатые или трубчато-ленточные сердцевины. Трубчато-пластинчатая сердцевина (рис. 2, б) состоит из трех-четырех рядов латунных трубок, овального сечения, к которым припаяны поперечно расположенные пластины 9, увеличивающие поверхность охлаждения.

Трубчато-ленточная сердцевина (рис. 2, в) состоит из плоских латунных трубок, между рядами которых размещаются широкие зигзагообразные ленты 10.

В современных системах охлаждения закрытого типа горловина радиатора с установленной в ней пароотводной трубкой 2 герметически закрывается пробкой 3.

Пробка радиатора (рис. 3) снабжена паровым клапаном 3, поджимаемым пружиной 4. Открывается при избыточном давлении в системе 0,045…0,5 МПа, воздушный клапан открывается при падении давления на 0,01 МПа при остывании жидкости.

Рубашка охлаждения – водяная рубашка двигателя состоит из рубашки блока цилиндров и рубашки головки блока, соединенных между собой отверстиями в прокладке между головкой и блоком.

 

Рис. 3 Пробка радиатора

Нагнетательный насос – осуществляет принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Центробежный насос располагается в передней части блока цилиндров и приводится в движение: от коленчатого вала с помощью клиноременной передачи.

 

Вал 4 насоса (рис. 4) вращается в шарикоподшипнике 3. Место выхода вала из нагнетательной полости насоса уплотняется по торцу крыльчатки 2 текстолитовой шайбой с графитовым покрытием, вмонтированной в корпус сальника 6.

Для повышения скорости потока воздуха, проходящего через радиатор, служит вентилятор.

Устанавливаемые на двигателях вентиляторы имеют 4, 5 и 6 лопастей, которые изготавливают из листовой стали или пластмассы (автомобили ВАЗ-2106, Москвич-2140 и др.).

  

Рис. 4 Принципиальная схема

нагнетательного насоса

На ряде двигателей лопасти вентилятора располагают в направляющем кожухе (диффузора), который улучшает вентиляцию подкапотного пространства и увеличивает количество воздуха, проходящего через радиатор. Для этой же цели лопасти вентиляторов двигателей ЗМЗ-53, ЗИЛ-130 и др. изготавливают с отогнутыми концами в сторону радиатора.

На двигателях автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53-12, автобусов ЛиАЗ и многих легковых автомобилей) привод вентилятора осуществляется клиноременной передачей; на дизельных двигателях ЯМЗ-236, -238 – через систему зубчатых колес непосредственно от зубчатого колеса распределительного вала; на ряде моделей двигателей автомобилей семейства ГАЗ (ГАЗ-53-12 и ГАЗ-24-02) – с помощью электромагнитной муфты.

Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его теплового режима в заданных пределах. Конструктивно он представляет собой клапан, регулирующий количество циркулирующей жидкости через радиатор.

Термостаты могут быть с твердым или жидкостным наполнителем.

Термостаты с твердым наполнителем (двигатели автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, Москвич-2140 и др.) располагаются между патрубком и корпусом выпускного трубопровода. Баллончик термостата заполняется активной массой, состоящей из смеси церезина (нефтяного воска) и медного порошка.

В корпусе жидкостного термостата (двигатели автомобилей ГАЗ-53-12, ГАЗ-24-10, ВАЗ-21099 и др.) 1 (рис. 5) находится гофрированный цилиндр 4 из тонкой латуни, заполненный легкоиспаряющейся жидкостью (смесь – 70% этилового спирта и 30% воды). К верхней части гофрированного цилиндра штоком присоединен клапан 2 термостата.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 75 °С гофрированный цилиндр находится в сжатом состоянии, клапан термостата при этом закрыт, а охлаждающая жидкость циркулирует через перепускной канал по малому кругу, минуя радиатор. С повышением температуры охлаждающей жидкости давлением в гофрированном цилиндре 4 увеличивается, клапан термостата приоткрывается и жидкость начинает циркулировать по большому кругу. При температуре выше 90 °С клапан термостата открывается полностью и вся жидкость циркулирует через радиатор.

 

  

 Рис. 5 Принципиальная схема

термостата с жидкостным наполнителем

Расширительный бачок

В систему охлаждения обычно устанавливается расширительный (конденсаторный) бачок (двигатели автомобилей ЗИЛ-131, КамАЗ-5320, ВАЗ-2105, Москвич-2140 и др.), служащий для поддержания постоянного объема циркулирующей жидкости.

В пробке расширительного бачка или в пробке радиатора размещаются выпускной и выпускной клапаны. При избыточном давлении в системе охлаждения открывается выпускной клапан и пар или жидкость по трубопроводу отводится в расширительный бачок. По мере понижения температуры двигателя объем охлаждающей жидкости уменьшается, вследствие чего создается разрежение, под действием которого открывается впускной клапан, и жидкость из расширительного бачка поступает обратно в радиатор, в результате объем жидкости в системах охлаждения поддерживается постоянным при работе двигателя.

Слив охлаждающей жидкости производится через сливные краны, расположенные на нижнем патрубке радиатора и в нижней части блока цилиндров. При этом пробки радиатора и расширительного бачка должны быть открытыми.

 

Подогрев системы охлаждения перед пуском

 

Предпусковые подогреватели служат для предварительного прогрева двигателя перед пуском в холодную погоду. На автомобилях обычно устанавливают подогреватель, работающий на том же топливе, что и двигатель.

Предпусковой подогреватель двигателя ЗИЛ-130 состоит из котла 17 (рис. 6), постоянно соединенного трубками 14 и 18 с системой охлаждения двигателя, топливного бачка 1, электродвигателя 5 с вентилятором, регулятора подачи топлива с электромагнитным клапаном 8 и пульта управления 21, расположенного на щитке двигателя. Ручка 23 переключателя пульта управления может занимать три положения: О - все выключено (ручка нажата до отказа); I - включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута наполовину); II - включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа).

 

 

 

Рис. 6 Предпусковой подогреватель

Для подогрева электромагнитного клапана 8 во время пуска подогревателя в корпусе клапана установлена спираль 10, соединенная последовательно со свечой накаливания 13 и спиралью 22 (резистор). Включается спираль 10 одновременно со свечой одним и тем же выключателем 24.

Порядок пуска двигателя при помощи подогревателя следующий. Подготовляют 32…35 л воды для заполнения системы охлаждения. Закрывают жалюзи и открывают капот двигателя. В котел подогревателя через воронку 3 наливают 1,5 л воды и открывают кран 4. Затем перемещают ручку переключателя в положение II на 45 с. При этом включается электродвигатель 5, открывается электромагнитный клапан, и топливо поступает в камеру сгорания котла. Далее ручку переводят в положение О и включают выключатель 24 свечи накаливания. При нагреве контрольной спирали до светло-красного цвета загорается смесь в котле, т.е. происходит вспышка, и раздается хлопок. Первоначально воспламенение топливовоздушной смеси происходит от свечи накаливания 13. После начала горения смеси включают подогреватель, перемещая ручку переключателя в положение II. Как только в камере сгорания горение смеси станет устойчивым, свечу выключают, и дальнейшее воспламенение топлива происходит от горящей смеси.

В результате сгорания смеси образуются горячие газы, которые проходят по жаровой трубе и отдают теплоту жидкости, залитой в котел. Выходящие из котла горячие газы по лотку 15 направляются под картер двигателя и нагревают масло; поднимаясь выше, они обогревают двигатель снаружи. В связи с этим необходимо помнить, что подогреватель и двигатель следует содержать в чистоте, так как замасленный двигатель и подтеки топлива могут быть причиной возникновения пожара.

Через 1…2 мин после начала работы подогревателя в котел дополнительно наливают 6…8 л воды. Закрывают пробку воронки, прикрывают капот и продолжают прогрев двигателя. Вода в котле закипает, и образующийся пар проходит в полости блока цилиндров и головок блока и в виде конденсата стекает в котел. Когда двигатель прогреется, из открытой заливной горловины радиатора пойдет пар. После этого пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал несколько раз для распределения смазочного материала по подшипникам. Свободное вращение коленчатого вала будет свидетельствовать 0 готовности двигателя к пуску. Выключают подогреватель, переводя ручку 23 переключателя в положение 1 (продувка котла) и закрывая кран 4; после прекращения горения в котле ручку переключателя переводят в положение 0 (при несоблюдении последовательности выключения подогревателя может возникнуть пожар). Выключив подогреватель, пускают двигатель, закрывают сливной кран патрубка радиатора, а систему охлаждения заполняют водой через заливную воронку подогревателя и горловину радиатора.

Если в систему охлаждения залита низкозамерзающая жидкость (антифриз), то прежде чем пользоваться предпусковым подогревателем, необходимо убедиться, что она не застыла, и строго соблюдать заводскую инструкцию по подготовке пуска двигателя с низкозамерзающей жидкостью.