1. Общие положения

 

Основное назначение системы смазки двигателя - своевременный подвод чистого и, при необходимости, охлажденного моторного масла к трущимся деталям двигателя для уменьшения трения и износа этих деталей за счет создания на их поверхностях несущего масляного слоя. Система смазки также должна обеспечивать охлаждение поверхностей путем отвода теплоты маслом и вымывание продуктов износа из подшипников и зазоров между сопряженными поверхностями.

Система смазки может использоваться для организованного отвода теп­лоты от деталей, которые непосредственно не соприкасаются с охлажда­ющей жидкостью. К ним относятся внутренняя поверхность поршня, кор­пуса турбокомпрессора (в зонах подшипников), шестерни и др.

Смазка, кроме того, улучшает уплотнение поршневыми кольцами внутри-цилиндрового пространства и предохраняет детали двигателя от коррозии.

В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям различают смазку под давлением, смазку разбрызгиванием и комбиниро­ванную. В современных двигателях транспортных средств смазка наибо­лее ответственных и нагруженных пар трения (подшипники коленчатого и распределительного валов) осуществляется под давлением. Иногда под давлением смазываются направляющие толкателей, подшипники верхних головок шатунов, подшипники вала привода прерывателя-распределителя зажигания, вала привода водяного насоса. К остальным трущимся поверх­ностям (цилиндры, поршни, привод механизма газораспределения и др.) масло поступает разбрызгиванием и самотеком.

В зависимости от назначения и условий работы двигателя применяются  системы смазки двух типов: с мокрым и сухим картерами.

Система с мокрым картером получила преимущественное распространение. В этом случае резервуаром для масла служит нижняя часть картера. При больших продольных углах наклона двигателя в системах с мокрым картером уровень масла может быть расположен выше переднего или заднего концов коленчатого вала.  При этом сальники будут находиться под избыточным давлением. Для уменьшения взбалтывания  масла углубление в картере для масла может быть отделена от остального пространства успокоительным листом. Высота двигателя при системе смаз­ки с мокрым картером возрастает.

В некоторых двигателях для обеспечения надежной смазки при любом положении двигателя, а также для борьбы с пенообразованием в картере применяют системы смазки с сухим картером. В таких системах основное количество масла помещается в специальных емкостях-баках, куда оно откачивается из картера. Такие системы применяются в двигателях спортивных автомобилей, тракторов, специальных транспортных средств.