2. АСА общего применения
Аварийно-спасательные автомобили общего применения в
зависимости от массы
доставляемого к месту ЧС оборудования и,
как следствие, технических возможностей делятся на:
легкие; средние; тяжелые.
Легкие
АСА
- автомобили быстрого реагирования - выпускаются на шасси легковых и
малотоннажных грузовых автомобилей,
микроавтобусов. Они
доставляют универсальный аварийно-спасательный инструмент и оборудование,
позволяющие боевому расчету произвести
разведку чрезвычайной ситуации и выполнить самые неотложные спасательные
работы.
Высокая
оперативность подразделений, выезжающих на данном типе аварийно-спасательных
автомобилей, обусловлена высокими тягово-скоростными характеристиками,
маневренностью и
проходимостью базовых шасси.
Аварийно-спасательные автомобили среднего типа
оборудованы
всем необходимым для ведения полномасштабных
аварийно-спасательных работ при
ликвидации самых разнообразных чрезвычайных ситуаций.
Тяжелый тип
АСА отличается не только
максимальной комплектностью аварийно-спасательного оборудования, но и
наличием, как правило, грузоподъемного крана
с гидравлическим приводом, что повышает его технические возможности,
например при ликвидации завалов или оказании технической помощи аварийному
автотранспорту.
В
настоящее время на вооружении подразделений МЧС
находятся три вида автомобилей
быстрого реагирования на шасси УАЗ-3962 (рис. 12.1), ГАЗ-2705 «Газель» (рис.
12.2, 12.4, 12.5) и ЗиЛ-5301 (рис. 12.3).
Рис. 12.1.
Пожарный аварийно-спасательный
автомобиль быстрого реагирования ПАБР-3(3962)
Рис.12.2.
Пожарный аварийно-спасательный
автомобиль быстрого реагирования
ПАБР-5(2705)
Рис.
12.3. Автомобиль
быстрого реагирования
АБР-
06/100(5301ГА)
Рис. 12.5. Автомобиль
пожарный первой помощи
АПП-2(2705)
Обычно
ПАБР монтируется на шасси грузопассажирского автомобиля с кузовами фургонного
типа. Для удобства использования большинство вывозимого оборудования размещено
на специальной кассете (рис. 12.4), выдвигаемой по специальным
роликам
качения при боевом развертывании из кузова через заднюю
дверь.
Аварийно-спасательные
автомобили среднего
типа
Они служат
для вскрытия строительных и технологических
конструкций, разборки завалов, выполнения отверстий (проемов) в стенах и
перекрытиях, освещения места чрезвычайной ситуации, проведения спасательных
работ на воде и в верхних этажах зданий,
оказания технической помощи аварийным транспортным средствам и первой
медицинской помощи пострадавшим. При этом предусмотрена возможность проведения
спасательных работ в непригодной для дыхания среде.
Аварийно-спасательные автомобили оборудуются автономными источниками
электроэнергии, грузоподъемными механизмами,
разнообразным аварийно-спасательным и пожарно-техническим
оборудованием, средствами связи и освещения, сигнальной
аппаратурой.
Аварийно-спасательные автомобили имеют, как правило,
цельнометаллический кузов с каркасом из труб прямоугольного
сечения и
шторными дверями. Большинство съемного оборудования размещено в выдвижных
ящиках, которые перемещаются
по
направляющим и фиксируются как в транспортном, так и в
выдвинутом (рабочем) положениях (рис. 12.6). Для удобства съема и установки
оборудования при полном выдвижении ящики
могут
наклоняться в сторону спасателя.
Наиболее
громоздкое и тяжелое оборудование размещается в
нижней
части кузова. С обеих сторон и сзади кузова предусмотрены откидные подножки.
Рис. 12.6.
Аварийно-спасательный автомобиль
RW-2 (Metz/MB-1222)
Рис. 12.7. Аварийно-спасательный
автомобиль АСА-20(МВ-1222)
Размещение
вывозимого
оборудования в
отсеках кузова
АСА-20(1222) показано на рис. 12.8.
Аварийно-спасательные автомобили тяжелого типа
Как
правило, на данный тип АСА устанавливается грузоподъемный кран с гидравлическим
приводом, позволяющий выполнять работы по разборке строительных конструкций,
поднятию и перемещению
грузов, оказанию технической помощи при авариях автотранспорта.
Кран
состоит из стояка и трех шарнирно-соединенных колен
(звеньев). Благодаря такой конструкции он компактен в сложенном
положении и лишь незначительно увеличивает длину автомобиля.
Аварийно-спасательные автомобили тяжелого типа производятся
как в странах Европы (рис. 12.9), так и в России (рис. 12.10).
Рис.
12.9. Аварийно-спасательный автомобиль фирмы
Rosenbauer
-SRF-Bergomatic
Рис. 12.10. Аварийно-спасательный автомобиль
АСА-20(4310)ПМ-523
Все
оборудование и оснащение АСА-20(4310)ПМ-523 размещено на шасси, крыше и в
отсеках с правой и левой сторон автомобиля.
Автомобили технической службы
Автомобили технической службы (рис. 12.11, 12.12) изготовлены
на шасси трехосных автомобилей повышенной проходимости.
С правой и левой сторон кузова имеются отсеки для размещения прожекторов,
электрических кабелей, пневмошлангов,
бензомоторных и электрических
пил, пневмоинструмента, дымососов и рукавов к ним.
Рис. 12.11. Автомобиль
технической службы
АТ-3(131)Т2
Рис. 12.12. Схема
размещения оборудования автомобиля
технической службы
АТ-3(131)Т2; 1 - крюковая подвеска; 2 - канат; 3 - стрела крана; 4 - ресивер;
5-башенный механизм; 6
- поворотное основание; 7 - опорное основание;
8 - аутриггер; 9 - холодильник;
10 - компрессор; 11 - муфта; 12 - генератор;
13 - редуктор; 14 - коллектор
раздачи