2. АСА общего применения

Аварийно-спасательные автомобили общего применения в зависимости от массы доставляемого к месту ЧС оборудования и, как следствие, технических возможностей делятся на: легкие; средние; тяжелые.

Легкие АСА - автомобили быстрого реагирования - выпускаются на шасси легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, микроавтобусов. Они доставляют универсальный аварийно-спасательный ин­струмент и оборудование, позволяющие боевому расчету произвести разведку чрезвычайной ситуации и выполнить самые неотложные спасательные работы.

Высокая оперативность подразделений, выезжающих на данном типе аварийно-спасательных автомобилей, обусловлена высокими тягово-скоростными характеристиками, маневренностью и проходимостью базовых шасси.

Аварийно-спасательные автомобили среднего типа оборудованы всем необходимым для ведения полномасштабных аварийно-спасательных работ при ликвидации самых разнообразных чрезвычайных ситуаций.

Тяжелый тип АСА отличается не только максимальной комплектностью аварийно-спасательного оборудования, но и наличием, как правило, грузоподъемного крана с гидравличе­ским приводом, что повышает его технические возможности, например при ликвидации завалов или оказании технической помощи аварийному автотранспорту.

  Аварийно-спасательные автомобили легкого типа (автомобили быстрого реагирования)

 АБР обеспечивают быстрое прибытие первых подразделений к месту чрезвычайной ситуации для принятия первоочередных, незамедлительных, мер по разведке, локализации пожара или аварии и, самое главное, спасания пострадавших и оказания им первой помощи.

        В настоящее время на вооружении подразделений МЧС находятся три вида автомобилей быстрого реагирования на шасси УАЗ-3962 (рис. 12.1), ГАЗ-2705 «Газель» (рис. 12.2, 12.4, 12.5) и ЗиЛ-5301 (рис. 12.3).

 

 

Рис. 12.1.  Пожарный аварийно-спаса­тельный автомобиль быстрого реаги­рования ПАБР-3(3962)

 

Рис.12.2. Пожарный аварийно-спаса­тельный автомобиль быстрого реаги­рования ПАБР-5(2705)

 

Рис. 12.3.    Автомобиль быстрого реагирования АБР- 06/100(5301ГА)

 

 Рис. 12.4. Автомобиль быстрого реагирования АБР-3(27О5), ПМ-532

Рис. 12.5. Автомобиль пожарный первой помощи

АПП-2(2705)

Обычно ПАБР монтируется на шасси грузопассажирского автомобиля с кузовами фургонного типа. Для удобства использования большинство вывозимого оборудования размещено на специальной кассете (рис. 12.4), выдвигаемой по специальным роликам качения при боевом развертывании из кузова через заднюю дверь.

 Аварийно-спасательные автомобили среднего

типа

 Аварийно-спасательные автомобили среднего типа (RW-2 по стандарту ФРГ и Австрии) предназначены для проведения аварийно-спасательных работ всех видов и поэтому наиболее универсальны.

Они служат для вскрытия строительных и технологических конструкций, разборки завалов, выполнения отверстий (проемов) в стенах и перекрытиях, освещения места чрезвычайной ситуации, проведения спасательных работ на воде и в верхних этажах зданий, оказания технической помощи аварийным транспортным средствам и первой медицинской помощи пострадавшим. При этом предусмотрена возможность проведения спасательных работ в непригодной для дыхания среде.

Аварийно-спасательные автомобили оборудуются автономными источниками электроэнергии, грузоподъемными механизмами, разнообразным аварийно-спасательным и пожарно-техническим оборудованием, средствами связи и освещения, сигнальной аппаратурой.

      Аварийно-спасательные автомобили имеют, как правило, цельнометаллический кузов с каркасом из труб прямоугольного сечения и шторными дверями. Большинство съемного оборудования размещено в выдвижных ящиках, которые перемещаются по направляющим и фиксируются как в транспортном, так и в выдвинутом (рабочем) положениях (рис. 12.6). Для удобства съема и установки оборудования при полном выдвижении ящики могут наклоняться в сторону спасателя.

Наиболее громоздкое и тяжелое оборудование размещается в нижней части кузова. С обеих сторон и сзади кузова предусмотрены откидные подножки.

 

Рис. 12.6. Аварийно-спасательный автомобиль RW-2 (Metz/MB-1222)

 На рис. 12.7 представлен аварийно-спасательный автомобиль АСА-20(МВ-1222), находящийся на вооружении  подразделений МЧС.

 

Рис. 12.7. Аварийно-спа­сательный автомобиль АСА-20(МВ-1222)

Размещение   вывозимого   оборудования   в   отсеках   кузова АСА-20(1222) показано на рис. 12.8.

 Рис. 12.8. Размещение вывозимого оборудования в отсеках АСА-20(1222)

 

  

Аварийно-спасательные автомобили тяжелого типа

 Аварийно-спасательные автомобили тяжелого типа отличаются большой полной массой (15—16 т) и соответственно большой полезной грузоподъемностью, позволяющей доставлять к месту ЧС самый разнообразный инструмент и оборудование.

 Как правило, на данный тип АСА устанавливается грузо­подъемный кран с гидравлическим приводом, позволяющий выполнять работы по разборке строительных конструкций, поднятию и перемещению грузов, оказанию технической помощи при авариях автотранспорта.

Кран состоит из стояка и трех шарнирно-соединенных колен (звеньев). Благодаря такой конструкции он компактен в сложенном положении и лишь незначительно увеличивает длину автомобиля.

Аварийно-спасательные автомобили тяжелого типа производятся как в странах Европы (рис. 12.9), так и в России (рис. 12.10).

Рис. 12.9. Аварийно-спасательный автомобиль фирмы Rosenbauer -SRF-Bergomatic

 

 

Рис. 12.10. Аварийно-спасательный автомобиль АСА-20(4310)ПМ-523

 

Все оборудование и оснащение АСА-20(4310)ПМ-523 раз­мещено на шасси, крыше и в отсеках с правой и левой сторон автомобиля.

 Автомобили технической службы

 С помощью специального оборудования автомобилей технической службы выполняются следующие работы: удаляется дым и подается в помещение свежий воздух; вскрываются стены; разбираются завалы; освещается место пожара или аварии; оказывается помощь машинам, по­павшим в аварию.

Автомобили технической службы (рис. 12.11, 12.12) изготовлены на шасси трехосных автомобилей повышенной проходимости. С правой и левой сторон кузова имеются отсеки для размещения прожекторов, электрических кабелей, пневмошлангов, бензомоторных и электрических пил, пневмоинструмента, дымососов и рукавов к ним.

 

Рис. 12.11. Автомобиль технической   службы АТ-3(131)Т2

Рис. 12.12. Схема

 размещения оборудования автомобиля технической службы АТ-3(131)Т2; 1 - крюковая подвеска; 2 - канат; 3 - стрела крана; 4 - ресивер; 5-башенный механизм; 6 - поворотное основание; 7 - опорное основание; 8 - аутриггер; 9 - холодильник; 10 - компрессор; 11 - муфта; 12 - генератор; 13 - редуктор; 14 - коллектор раздачи

 Привод компрессора и генератора осуществляется от двигателя через коробку отбора мощности и редуктор, который распределяет мощность двигателя между компрессором и генератором. Допускается одновременная работа компрессора и генератора. Кинематическая схема силовой передачи АТ-3 показана на рис. 12.13.

                         Рис. 12.13. Кинематическая схема силовой передачи АТ-3: 1 - коробка передач; 2 - коробка отбора мощности; 3 - карданный вал привода редуктора; 4 - веду­щий вал редуктора; 5, 9,18 - шестерни; 6 - ось; 7, 17, 20 - зубчатые колеса; 8 -вал привода генератора; 10 - муфта переключения; 11 - рукоятка включения; 12 - клиноременпая передача привода генератора; 13 - генератор; 14 - вал привода компрессора; 15 - муфта; 16 - компрессор; 19 - промежуточный вал; 21-карданный вал привода ведущего моста