5. Инженерная техника
Наряду с
пожарными и аварийно-спасательными автомобилями
в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям используется инженерная
техника как военного, так и хозяйственного
назначения.
В
зависимости от назначения инженерные машины делятся
на
следующие виды:
•
дорожные;
•
землеройные;
•
разборки
завалов;
•
трубопроводные;
•
подъемно-транспортные.
Дорожные машины
Дорожные
машины в подразделениях МЧС предназначены
для:
•
устройства заградительных полос с
целью локализации очагов и отсечения
фронта огня от населенных пунктов и важных
объектов при лесных и торфяных пожарах;
•
устройства разделительных полос и проездов в зонах чрезвычайных
ситуаций (пожары, завалы частично разрушенных и
поврежденных зданий и сооружений, снежные
заносы и т. п.);
•
разборки
завалов.
К дорожным
инженерным машинам относятся: путепрокладчики БАТ-М; БАТ-2, ГЖТ-2, бульдозеры и
экскаваторы.
Путепрокладчики БАТ-М (рис. 12.25), БАТ-2 на базе гусеничного
артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) обеспечивают: прокладывание колонных путей,
засыпку ям, рвов, устройство
спусков к
водоемам, проходов в мелколесье, строительных завалах
и других дорожных работ.
Путепрокладчики имеют универсальное путепрокладочное и крановое оборудование.
Рабочий орган (отвал) может занимать три положения: двухотвальное,
бульдозерное и грейдерное. Для облегчения работы
на косогорах путепрокладчик оборудован механизмом перекоса рабочего органа. В
транспортном положении рабочий орган БАТ
укладывается на платформу машины
с помощью лебедки тягача и гидравлической системы самого рабочего органа. На
рабочем органе имеется специальное
приспособление в виде лыжи, которое
обеспечивает копирование неровностей местности и ограничивает
врезание отвала в грунт.
Крановое
оборудование имеет гидравлический привод механизмами поворота и подъема стрелы и
груза. Стрела крана обеспечивает
работу с грузами вдоль бортов и кормы машины, но
не позволяет выполнять работы
впереди отвала. Управление крановым оборудованием - дистанционное, с помощью
выносного пульта.
Помимо
путепрокладчиков на гусеничной базе (БАТ-М,
БАТ-2),
обладающих высокой проходимостью, применяются
также путепрокладчики на базе
колесных тягачей (МАЗ-538), которые обладают большей скоростью и долговечностью.
Путепрокладчики на колесном ходу
(ПКТ-2)
устроены аналогично БАТ-М. На
ПКТ-2, однако, отсутствует крановое
оборудование.
Для этих
целей в подразделениях МЧС находятся на вооружении:
быстроходные траншейные машины БТМ-3;
траншейные
машины колесные ТМК-2;
полковые
землеройные машины ПЗМ-2;
машины
для рытья котлованов МДК-2, МДК-3;
экскаваторы одноковшовые Э-305БВ, ЭОВ-4421, ЭО-3323А,
ЕА-16,30-5126.
Быстроходная траншейная машина БТМ-3
(рис. 12.26) на
базе
артиллерийского тягача АТ-Т оборудована роторным грунторазрабатывающим
рабочим органом с гравитационной разгрузкой ковшей. При отрыве траншей рабочий
орган отсыпает грунт в обе стороны, образуя бруствер высотой до
Рис. 12.26. Быстроходная
траншейная машина БТМ-3
Бульдозерное оборудование ТМК-2 позволяет выполнять
планировочные работы и производить засыпку
ям. Для создания дополнительной тяги
машины при работе в мерзлых грунтах используется
специальная лебедка, смонтированная в передней ее
части.
Полковая
землеройная машина ПЗМ-2
(рис. 12.28) на базе
колесного
трактора Т-150 обладает высокой маневренностью и проходимостью. Она
универсальна, так как одним ее рабочим органом можно вести отрывку траншей и
котлованов.
Грунторазрабатывающий цепной рабочий орган ПЗМ-2 не
имеет ковшей. Вместо них на цепях установлены
державки с режущими зубьями, имеющими наплавки из материала ВК-15,
с помощью чего достигается возможность
разработки плотных грунтов. В
качестве дополнительного источника тяги машины при работе в мерзлом грунте
используется специальная лебедка в комплексе с анкерным устройством.
Отрывка котлована выполняется при сложном движении
рабочего органа - продольном и поперечном - с одновременной
подачей его на забой. Разработка грунта по
дну выполняется режущими зубьями державок цепного рабочего органа, а
стенок котлована - боковыми фрезами. Отрывка
котлована выполняется послойно (толщина каждого слоя
Котлованная
машина МДК-2, МДК-3
(рис. 12.29, 12.30) на базе
артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) оборудована землеройным рабочим органом в
виде восьмилопатной фрезы с метателем
центробежного типа.
Отрывка
котлована ведется челночным способом, послойно.
Толщина каждого слоя составляет
Рабочий
орган из походного положения в рабочее и обратно
переводится гидравлической
системой за 3-5 мин.
В
передней части машины установлено бульдозерное оборудование для планировки дна,
аппарелей котлована.
Рабочее
оборудование экскаваторов - универсальное, т. е.
обеспечивает выемку грунта и другого
строительного материала, а также
подъем грузов без дополнительной установки стрелы.
Экскаваторное оборудование может быть смонтировано на
автомобильном шасси (КрАЗ-257, КамАЗ-4310),
в этом случае оно оборудуется
автономным дизельным двигателем мощностью
35-60 кВт. Управление рабочим оборудованием осуществляется
с помощью пневматической (Э-305В) или гидравлической (ЕА-16) систем. В
последнем случае на экскаваторе возможна
установка специального аварийно-спасательного оборудования: гидравлического
молота, гидравлических ножниц для разделки и разрушения как
металлических, так и железобетонных
конструкций.
Инженерная
машина разграждений ИМР, ИМР-2
(рис.
12.32)
на базе
танка (Т-72 для ИМР-2) предназначена для проделывания
проходов на путях движения техники в условиях сильных
разрушений и завалов, в том числе и на
местности с высоким уровнем радиоактивного заражения.
Рис. 12.32. Инженерная машина разграждений ИМР-2
Многообразие видов рабочих операций, из которых складывается выполнение задачи
по преодолению зон массовых разрушений и завалов, обеспечивается рабочим органом
в виде силового манипулятора. Манипулятор с
гидравлическим приводом в какой-то
степени копирует действия руки человека. Он имеет шесть независимых
движений (захват предметов и поворот их в
различных направлениях). Все операции по управлению манипулятором выполняет
экипаж (два человека) без выхода из машины.
Универсальные машины для разборки завалов УМРЗ-1,
УМРЗ-2
(Россия) на базе
автомобилей Урал-4320, КрАЗ-258 являются многоцелевыми передвижными средствами
для выполнения аварийно-спасательных работ путем разборки завалов.
Они
представляют собой одноковшовый экскаватор, на который возможна установка
специального гидравлического аварийно-спасательного
оборудования: молота МГ-120, ножниц
НГ-713А для разрезки металлических конструкций, ножниц
НГ-413 для разрушения железобетонных
конструкций.
В
Министерстве по чрезвычайным ситуациям эта техника
служит для подачи воды в большом количестве и на значительные
расстояния в район ЧС для пожаротушения, а также
для дегазации и дезактивации местности,
сооружений и других объектов.
Трубопроводный комплекс, способный обеспечивать указанные
задачи, состоит из:
•
перекачивающей станции головной (ПСГ);
•
передвижной насосной установки (ПНУ);
•
линейного,
аварийного и вспомогательного оборудования,
транспортируемого к месту работы с помощью грузовых автомобилей
повышенной проходимости.
К
линейному оборудованию трубопровода относятся: трубы,
вставки, соединительные муфты,
резиновые уплотнительные кольца, регуляторы давления, задвижки, обратные
клапаны.
В
рассматриваемых трубопроводах трубы - основное оборудование.
Именно применение тонкостенных металлических труб
и отличает данную технику от традиционных
способов подачи воды на пожар -
перекачки по магистральным пожарным рукавам.
В
трубопроводной технике применяются шестиметровые
тонкостенные сварные стальные трубы и трубы
из алюминиевого сплава. Они соединяются между собой разъемным
соединительным устройством, которое состоит из соединительной муфты
и резинового уплотнительного кольца. Соединительная муфта
состоит из двух полумуфт, соединяемых откидными болтами
с гайками.
Конструкция соединительного устройства обеспечивает полную
герметичность в стыке, отклонение одной трубы относительно
другой на 3-5° и компенсацию линейных изменений длины при колебаниях
температуры окружающей среды.
В комплект
трубопровода входят различные фасонные элементы (тройники, угольники и
переходники), которые позволяют соединять
трубы различного диаметра, изменять направление трубопровода и выполнять
на нем необходимые отводы.
Перекачивающие насосные станции головные ПСГ-65/130,
ПСГ-160
предназначены для забора воды из открытых водоемов
и подачи
ее к передвижным насосным установкам или непосредственно
к месту пожара. Назначение перекачивающих насосных станций аналогично
ПНС-110(131).
Передвижные насосные установки ПНУ-100/200
предназначены
для перекачки воды от головной насосной станции под
давлением в линию трубопровода.
ПНУ-100/200 представляет собой агрегат, состоящий из насосной и силовой
установок, смонтированных на двухосном автомобильном
прицепе (рис. 12.33). Все агрегаты и узлы передвижной
насосной установки закрыты капотом, разделенным на
моторный и насосный отсеки.
В насосном
отсеке расположены: центробежный насос
4Н-6х2А с
редуктором, топливный бак, ручной насос для заполнения топливного бака, щиток
вентилей насоса и инструментальный ящик.
В
моторном отсеке находятся: дизельный восьмицилиндровый
автомобильный двигатель ЯМЗ-238 со сцеплением, подогреватель,
радиаторы, щит управления.
Подъемно-транспортные машины
Кроме
того, подъемно-транспортные машины широко используются в служебной и
хозяйственной деятельности - при
монтаже и
демонтаже агрегатов ремонтируемой техники, погрузке
и разгрузке материальных ценностей на складах и базах
подразделений МЧС.
Парк
подъемно-транспортных машин разнообразен: домкраты (механические,
гидравлические, пневматические - грузоподъемностью
от 0,5 до 60 т), тали (ручные и с электроприводом - грузоподъемностью от 1 до
18,5 т), лебедки (с ручным и электрическим
приводами - 0,25-5 т), погрузчики автомобильные
(вилочные, одноковшовые, фронтальные — грузоподъемностью
3-5 т и
высотой подъема груза до
Краны
являются наиболее распространенной группой грузоподъемных
машин, которые по степени подвижности подразделяются
на стационарные, передвижные и самоходные, а по типу
ходовой части - на
железнодорожные, гусеничные и колесные.
Автокраны
гидравлические
(рис. 12.35) получили широкое
распространение в аварийно-спасательных подразделениях
МЧС, так
как обладают высокой оперативностью (максимальная
транспортная скорость до
•
неповоротная часть крана;
•
поворотная часть крана;
•
стреловое
оборудование.
В
неповоротную часть крана входят: шасси автомобиля;
рама с выносными опорами;
дополнительная трансмиссия; привод насосов гидросистемы;
механизмы блокировки подвески;
пневмооборудование.
Поворотная
часть крана состоит из: поворотной рамы;
механизма
поворота; кабины оператора;
противовеса;
приводов
управления двигателем и краном.
Стреловое
оборудование состоит из:
двух-,
трех- или четырехсекционной телескопической стрелы;
лебедки
стрелы; грузового каната и крюковой подвески; гидроцилиндра подъема стрелы.
Телескопическая стрела с помощью оси крепится к стойкам поворотной
рамы, а грузовой канат закрепляется на барабане лебедки.
Привод крановых механизмов - гидравлический от
аксиально-поршневых насосов, приводимых во вращение от двигателя
базового шасси через коробку отбора
мощности и карданную передачу.
Привод грузовой лебедки осуществляется регулируемым
аксиально-поршневым мотором, который обеспечивает широкий диапазон регулирования
скорости подъема-опускания груза.
Выносные
опоры оборудованы выдвигаемыми гидравликой телескопическими опорными балками.
Современные краны оснащаются разнообразными системами,
обеспечивающими безопасность выполняемых работ. Например, микропроцессорные
ограничители грузоподъемности выдают информацию на дисплей о длине и вылете
стрелы, степени загрузки крана и
массе груза, которую можно поднимать
при установленном вылете и длине стрелы.