5. Инженерная техника

Наряду с пожарными и аварийно-спасательными автомобилями в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям используется инженерная техника как военного, так и хозяйственного назначения.

В зависимости от назначения инженерные машины делятся на следующие виды:

   дорожные;

   землеройные;

   разборки завалов;

   трубопроводные;

   подъемно-транспортные.

Дорожные машины

Дорожные машины в подразделениях МЧС предназначены для:

  устройства заградительных полос с целью локализации очагов и отсечения фронта огня от населенных пунктов и важных объектов при лесных и торфяных пожарах;

   устройства разделительных полос и проездов в зонах чрезвычайных ситуаций (пожары, завалы частично разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, снежные заносы и т. п.);

   разборки завалов.

К дорожным инженерным машинам относятся: путепрокладчики БАТ-М; БАТ-2, ГЖТ-2, бульдозеры и экскаваторы.

Путепрокладчики БАТ-М (рис. 12.25), БАТ-2 на базе гусеничного артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) обеспечивают: прокладывание колонных путей, засыпку ям, рвов, устройство спусков к водоемам, проходов в мелколесье, строительных завалах и других дорожных работ.

Рис. 12.25. Путепрокладчик БАТ-М 

 

Путепрокладчики имеют универсальное путепрокладочное и крановое оборудование. Рабочий орган (отвал) может занимать три положения: двухотвальное, бульдозерное и грейдерное. Для облегчения работы на косогорах путепрокладчик оборудован механизмом перекоса рабочего органа. В транспортном положении рабочий орган БАТ укладывается на платформу машины с помощью лебедки тягача и гидравлической системы самого рабочего органа. На рабочем органе имеется специальное приспособление в виде лыжи, кото­рое обеспечивает копирование неровностей местности и ограни­чивает врезание отвала в грунт.

Крановое оборудование имеет гидравлический привод механизмами поворота и подъема стрелы и груза. Стрела крана обеспечивает работу с грузами вдоль бортов и кормы машины, но не позволяет выполнять работы впереди отвала. Управление крановым оборудованием - дистанционное, с помощью вынос­ного пульта.

Помимо путепрокладчиков на гусеничной базе (БАТ-М, БАТ-2), обладающих высокой проходимостью, применяются также путепрокладчики на базе колесных тягачей (МАЗ-538), которые обладают большей скоростью и долговечностью.

Путепрокладчики на колесном ходу (ПКТ-2) устроены аналогично БАТ-М. На ПКТ-2, однако, отсутствует крановое оборудование.

 Землеройные машины

 Землеройные машины предназначены для устройства выемок в грунте различного профиля (строительство пожарного водоема, инженерно-спасательные работы при стихийных бедствиях и производственных авариях, устройство заградительных полос).

Для этих целей в подразделениях МЧС находятся на воору­жении:

быстроходные траншейные машины БТМ-3;

траншейные машины колесные ТМК-2;

полковые землеройные машины ПЗМ-2;

машины для рытья котлованов МДК-2, МДК-3;

экскаваторы одноковшовые Э-305БВ, ЭОВ-4421, ЭО-3323А, ЕА-16,30-5126.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3 (рис. 12.26) на базе артиллерийского тягача АТ-Т оборудована роторным грунторазрабатывающим рабочим органом с гравитационной разгрузкой ковшей. При отрыве траншей рабочий орган отсыпает грунт в обе стороны, образуя бруствер высотой до 0,5 м. В трансмиссию рабочего органа введено электромагнитное устройство для защиты его от поломок в случае встречи с препятствиями в грунте.

 

 

Рис. 12.26. Быстроходная траншейная машина БТМ-3

 Траншейная машина колесная ТМК-2 (рис. 12.27) на базе колесного тягача МАЗ-538 оборудована грунторазрабатывающим рабочим органом роторного типа, но вместо ковшей (как у БТМ-3) на нем установлены тюбинги с зубьями. Такая конст­рукция приводит к увеличению производительности за счет полного использования мощности силовой установки.

Бульдозерное оборудование ТМК-2 позволяет выполнять планировочные работы и производить засыпку ям. Для создания дополнительной тяги машины при работе в мерзлых грунтах ис­пользуется специальная лебедка, смонтированная в передней ее части.

Рис. 12.27. Траншейная машина колесная ТМК-2

 

 

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 (рис. 12.28) на базе колесного трактора Т-150 обладает высокой маневренностью и проходимостью. Она универсальна, так как одним ее рабочим органом можно вести отрывку траншей и котлованов.

Рис. 12.28. Полковая землеройная машина ПЗМ-2 

 

Грунторазрабатывающий цепной рабочий орган ПЗМ-2 не имеет ковшей. Вместо них на цепях установлены державки с режущими зубьями, имеющими наплавки из материала ВК-15, с помощью чего достигается возможность разработки плотных грунтов. В качестве дополнительного источника тяги машины при работе в мерзлом грунте используется специальная лебедка в комплексе с анкерным устройством.

Отрывка котлована выполняется при сложном движении ра­бочего органа - продольном и поперечном - с одновременной подачей его на забой. Разработка грунта по дну выполняется ре­жущими зубьями державок цепного рабочего органа, а стенок котлована - боковыми фрезами. Отрывка котлована выполняет­ся послойно (толщина каждого слоя 1 м). Бульдозерное обору­дование машины обеспечивает устройство откосов, зачистку дна котлована.

Котлованная машина МДК-2, МДК-3 (рис. 12.29, 12.30) на базе артиллерийского тягача АТ-Т (МТ-Т) оборудована землеройным рабочим органом в виде восьмилопатной фрезы с метателем центробежного типа.

Рис. 12.29. Котлованная машина МДК-2

 

Отрывка котлована ведется челночным способом, послойно. Толщина каждого слоя составляет 0,45 м. Выем грунта производится фрезой, поэтому дно котлована получается круглого очертания. Чтобы обеспечить движение базовой машины по дну выемки, на раме рабочего органа установлены два плуга, которые создают горизонтальные площадки для ее гусениц.

Рабочий орган из походного положения в рабочее и обратно переводится гидравлической системой за 3-5 мин.

В передней части машины установлено бульдозерное оборудование для планировки дна, аппарелей котлована.

 

 

 Рис. 12.30. Котлованная машина МДК-З

 Экскаваторы одноковшовые предназначены для отрывки котлованов под инженерные сооружения различного назначения, а также для аварийно-спасательных работ в завалах (разборки разрушенных строительных и технологических конструкций) (рис. 12.31).

Рабочее оборудование экскаваторов - универсальное, т. е. обеспечивает выемку грунта и другого строительного материала, а также подъем грузов без дополнительной установки стрелы.

Рис. 12.31. Одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421 

 

Экскаваторное оборудование может быть смонтировано на автомобильном шасси (КрАЗ-257, КамАЗ-4310), в этом случае оно оборудуется автономным дизельным двигателем мощностью 35-60 кВт. Управление рабочим оборудованием осуществляется с помощью пневматической (Э-305В) или гидравлической (ЕА-16) систем. В последнем случае на экскаваторе возможна установка специального аварийно-спасательного оборудования: гидравлического молота, гидравлических ножниц для разделки и разрушения как металлических, так и железобетонных конструкций.

  Машины разборки завалов

 На вооружении подразделений МЧС имеется   специальная инженерная техника для разборки завалов: инженерные машины разграждений ИМР и универсальные машины для разборки завалов УМРЗ-1, УМРЗ-2.

Инженерная машина разграждений ИМР, ИМР-2 (рис. 12.32) на базе танка (Т-72 для ИМР-2) предназначена для проделыва­ния проходов на путях движения техники в условиях сильных разрушений и завалов, в том числе и на местности с высоким уровнем радиоактивного заражения.

Рис. 12.32. Инженерная машина разграждений ИМР-2

Многообразие видов рабочих операций, из которых складывается выполнение задачи по преодолению зон массовых разрушений и завалов, обеспечивается рабочим органом в виде силового манипулятора. Манипулятор с гидравлическим приводом в какой-то степени копирует действия руки человека. Он имеет шесть независимых движений (захват предметов и поворот их в различных направлениях). Все операции по управлению манипулятором выполняет экипаж (два человека) без выхода из машины.

Универсальные машины для разборки завалов УМРЗ-1, УМРЗ-2 (Россия) на базе автомобилей Урал-4320, КрАЗ-258 являются многоцелевыми передвижными средствами для выполнения аварийно-спасательных работ путем разборки завалов.

Они представляют собой одноковшовый экскаватор, на который возможна установка специального гидравлического аварийно-спасательного оборудования: молота МГ-120, ножниц НГ-713А для разрезки металлических конструкций, ножниц НГ-413 для разрушения железобетонных конструкций.

 Трубопроводная техника

 Военная трубопроводная техника, применяемая в войсках Министерства обороны, предназначена для снабжения топливом автомобильной и боевой техники, удаленной от складов (резервуаров) ГСМ на значительное расстояние.

В Министерстве по чрезвычайным ситуациям эта техника служит для подачи воды в большом количестве и на зна­чительные расстояния в район ЧС для пожаротушения, а также для дегазации и дезактивации местности, сооружений и других объектов.

Трубопроводный комплекс, способный обеспечивать указанные задачи, состоит из:

   перекачивающей станции головной (ПСГ);

   передвижной насосной установки (ПНУ);

   линейного, аварийного и вспомогательного оборудования, транспортируемого к месту работы с помощью грузовых авто­мобилей повышенной проходимости.

К линейному оборудованию трубопровода относятся: трубы, вставки, соединительные муфты, резиновые уплотнительные кольца, регуляторы давления, задвижки, обратные клапаны.

В рассматриваемых трубопроводах трубы - основное оборудование. Именно применение тонкостенных металлических труб и отличает данную технику от традиционных способов подачи воды на пожар - перекачки по магистральным пожарным рукавам.

В трубопроводной технике применяются шестиметровые тонкостенные сварные стальные трубы и трубы из алюминиевого сплава. Они соединяются между собой разъемным соединительным устройством, которое состоит из соединительной муфты и резинового уплотнительного кольца. Соединительная муфта состоит из двух полумуфт, соединяемых откидными болтами с гайками.

Конструкция соединительного устройства обеспечивает полную герметичность в стыке, отклонение одной трубы относительно другой на 3-5° и компенсацию линейных изменений длины при колебаниях температуры окружающей среды.

В комплект трубопровода входят различные фасонные эле­менты (тройники, угольники и переходники), которые позволя­ют соединять трубы различного диаметра, изменять направление трубопровода и выполнять на нем необходимые отводы.

Перекачивающие насосные станции головные ПСГ-65/130, ПСГ-160 предназначены для забора воды из открытых водоемов и подачи ее к передвижным насосным установкам или непосредственно к месту пожара. Назначение перекачивающих насосных станций аналогично ПНС-110(131).

Передвижные насосные установки ПНУ-100/200 предназначены для перекачки воды от головной насосной станции под давлением в линию трубопровода.

ПНУ-100/200 представляет собой агрегат, состоящий из насосной и силовой установок, смонтированных на двухосном ав­томобильном прицепе (рис. 12.33). Все агрегаты и узлы передвижной насосной установки закрыты капотом, разделенным на моторный и насосный отсеки.

Рис. 12.33. Передвижная насосная установка 

 

В насосном отсеке расположены: центробежный насос 4Н-6х2А с редуктором, топливный бак, ручной насос для заполнения топливного бака, щиток вентилей насоса и инструментальный ящик.

В моторном отсеке находятся: дизельный восьмицилиндровый автомобильный двигатель ЯМЗ-238 со сцеплением, подогреватель, радиаторы, щит управления.

Подъемно-транспортные машины

 Подъемно-транспортные машины, находящиеся на вооружении подразделений МЧС, предназначены в первую очередь для выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (разборка завалов, подъем и перемещение технологического оборудования, оказание помощи аварийному автотранспорту и т. п.).

Кроме того, подъемно-транспортные машины широко ис­пользуются в служебной и хозяйственной деятельности - при монтаже и демонтаже агрегатов ремонтируемой техники, по­грузке и разгрузке материальных ценностей на складах и базах подразделений МЧС.

Парк подъемно-транспортных машин разнообразен: домкраты (механические, гидравлические, пневматические - грузоподъемностью от 0,5 до 60 т), тали (ручные и с электроприводом - грузоподъемностью от 1 до 18,5 т), лебедки (с ручным и электрическим приводами - 0,25-5 т), погрузчики автомобильные (вилочные, одноковшовые, фронтальные — грузоподъемностью 3-5 т и высотой подъема груза до 6 м, причем они обеспечивают скорость перемещения груза до 20 км/ч). Погрузчики снабжаются сменным рабочим оборудованием: ковшом, грейдером, кле­щевым захватом, крановой стрелой.

Краны являются наиболее распространенной группой грузоподъемных машин, которые по степени подвижности подразделяются на стационарные, передвижные и самоходные, а по типу ходовой части - на железнодорожные, гусеничные и колесные.

Автокраны гидравлические (рис. 12.35) получили широкое распространение в аварийно-спасательных подразделениях МЧС, так как обладают высокой оперативностью (максимальная транспортная скорость до 100 км/ч), маневренностью и легкостью управления при высоких рабочих показателя (грузоподъемность, высота подъема и т. д.).

Рис. 12.35. Автокран 8Т-210 

 

 Автокраны состоят из сварных металлоконструкций, ме­ханических и гидравлических агрегатов, смонтированных на базовом автомобильном шасси и объединенных в три основные части:

   неповоротная часть крана;

   поворотная часть крана;

   стреловое оборудование.

В неповоротную часть крана входят: шасси автомобиля; рама с выносными опорами; дополнительная трансмиссия; привод насосов гидросистемы; механизмы блокировки подвески; пневмооборудование.

Поворотная часть крана состоит из: поворотной рамы; механизма поворота; кабины оператора; противовеса; приводов управления двигателем и краном.

Стреловое оборудование состоит из: двух-, трех- или четырехсекционной телескопической стрелы; лебедки стрелы; грузового каната и крюковой подвески; гидроцилиндра подъема стрелы.

Телескопическая стрела с помощью оси крепится к стойкам поворотной рамы, а грузовой канат закрепляется на барабане лебедки.

Привод крановых механизмов - гидравлический от аксиально-поршневых насосов, приводимых во вращение от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности и карданную передачу.

Привод грузовой лебедки осуществляется регулируемым аксиально-поршневым мотором, который обеспечивает широкий диапазон регулирования скорости подъема-опускания груза.

Выносные опоры оборудованы выдвигаемыми гидравликой телескопическими опорными балками.

Современные краны оснащаются разнообразными системами, обеспечивающими безопасность выполняемых работ. Например, микропроцессорные ограничители грузоподъемности выдают информацию на дисплей о длине и вылете стрелы, степени загрузки крана и массе груза, которую можно поднимать при установленном вылете и длине стрелы.