1. Основные характеристики автомобильных кранов

Общие признаки устройства автомобильных кранов определяют достоинства их эксплуатационных качеств. Из основных могут быть отмечены высокая мобильность, работа в свободностоящем исполнении на опорах, возможность вращения на 360° поворотной рамы со стрелой и кабиной машиниста, обеспечение широкого диапазона изменения вылета и высоты подъема для укладки груза в проектное положение, применение приборов и устройств, предназначенных для безопасной эксплуатации машин. Возможна как раздельная, так и совмещенная работа механизмов.

Регулирование скоростей рабочих механизмов крана комбинированное: изменение частоты вращения вала насосов (за счет изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя шасси), дросселирование рабочей жидкости в каналах гидрораспределителей и регулирова­ние рабочего объема гидромотора главной грузовой лебедки. Кра­ны могут эксплуатироваться при температуре воздуха -40...+40 °С. Допустимая скорость ветра на высоте 10 м для рабочего и нерабо­чего состояний равна 14 м/с. Допустимый уклон площадки при установке крана для работы на выносных опорах составляет 3°, допустимый угол наклона крана к горизонту при работе на вынос­ных опорах — 1,5°.

Общность исполнения автомобильных кранов характеризуется наличием в их конструкции неповоротной и поворотной частей, соединенных между собой ОПУ.

Неповоротная часть является несущим основанием для крано­вой установки и ее поворотной рамы. В неповоротную часть входят базовое шасси, опорная нижняя рама с выносными опорами и опорным кольцом опорно-поворотного круга, механизм блокировки рессор задней подвески шасси, привод насоса. Здесь же рас­положены гидроаппаратура неповоротной части, гидробак, тру­бопроводы и вращающееся соединение. Каждый кран оснащается четырьмя инвентарными подкладками (под выносные опоры), для чего на неповоротной части предусматриваются специальные ме­ста для перевозки этих подкладок. Управление гидроопорами вы­вешивания автомобильных кранов раздельное. Приводы управления состоят из приводов управления рабочи­ми движениями (рабочими операциями), привода управления двигателем шасси, привода управления коробкой отбора мощно­сти и выносными опорами. Органы управления и приборы в кабине шасси (кабине водителя) предназначены для включения (выключения) крановой установки и контроля ее работы. Механизм блокировки служит для жесткого соединения с опорной нижней рамой задней подвески шасси.

Опорная нижняя рама — пространственная сварная конструк­ция, которую посредством специальных болтов закрепляют на шасси автомобиля и на которой, также с помощью болтового соединения, устанавливают опорно-поворотный круг — ОПУ. Все нагрузки от поворотной части крана воспринимаются ОПУ, опор­ной нижней рамой и выносными опорами. Выносные опоры обес­печивают устойчивость крана в рабочем состоянии посредством увеличения опорного контура. На задней поперечной балке опор­ной нижней рамы закреплены органы управления и приборы для управления выносными опорами и механизмом блокировки задней подвески шасси, определения угла наклона крана при установке его на выносные опоры. Для безопасного входа и выхода из кабины машиниста (крановщика) на облицовке неповоротной части кра­на крепится убираемая лестница.

Поворотная часть крана — это поворотная рама (платформа), на которой смонтированы механизм поворота (механизм вращения поворотной части), грузовая лебедка, кабина машиниста (крановщика), стреловое оборудование. Поворотная рама представля­ет собой жесткую сварную конструкцию из мостового проката. Опорно-поворотный круг предназначен для осуществления вращения поворотной части относительно неповоротной, а также для передачи всех основных и дополнительных нагрузок, действующих на поворотную часть в процессе эксплуатации крана. В хвостовой части поворотной рамы закреплен противовес для увеличения восстанавливающего момента крана. Грузовая лебедка (механизм подъема груза) служит для подъема и опускания груза в пределах грузовой характеристики крана. Механизм подъема груза снабжен тормозами, имеющими неразмыкаемую кинематическую связь с барабаном.

Стреловое оборудование подразделяется на основную телескопическую стрелу и сменный гусек (удлинитель). Угол наклона телескопической стрелы изменяют с помощью гидравлических цилиндров. Подъем и опускание груза производится грузовой лебедкой, а вращение поворотной части — механизмом поворота. Движение лебедке и механизму поворота передается от гидродвигателя (гидронасоса). Для выдвижения секций двухсекционных телескопических стрел используют, как правило, длинноходовой гидроцилиндр, для трехсекционных — два специальных длинноходовых гидроцилиндра (для каждой секции свой гидроцилиндр) или один в комплексе с канатным механизмом. Для выдвижения секций стрелы применяют специальные механизмы — канатный, цепной и др. Кабина на поворотной раме (кабина машиниста) закрытая, одноместная, с регулируемым сиденьем, стеклоочистителем, системой обогрева, вентилятором и солнцезащитным козырьком. В кабине машиниста размещены органы управления краном и приводом, указатели. Все автомобильные краны оборудованы системой устройств и при­боров, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию, в том числе ограничителем грузоподъемности. Перегрузка, при которой срабатывает ограничитель грузоподъемности, превышает грузо­подъемность крана на 10%.

Для гидросистемы автомобильных кранов используются гидроцилиндры поршневые двустороннего или одностороннего действия, аксиально-поршневые насосы и гидромоторы, секционные гидрораспределители золотникового типа, вращающиеся соединения. Регулируемый гидромотор механизма подъема позволяет произ­водить ускоренный подъем (опускание) пустого и малонагруженного крюка. Гидропривод кранов выполнен по открытой схеме, при которой одна из магистралей насоса является напорной и соединена с гидромоторами или гидроцилиндрами, а другая — всасывающая, соединена с баком рабочей жидкости, компенси­рующей разность объемов полостей гидроцилиндров и наружной утечки. Ручной насос предназначен для приведения выносных опор в транспортное положение и включения задней подвески шасси в случае отказа двигателя.

Электрооборудование крана состоит из системы электрооборудования шасси и крановой установки и включает в себя приборы освещения и сигнализации, электродвигатели вентиляторов кабин и обдува переднего стекла, электромагниты гидрораспределителей и пневмораспределителей с электроуправлением, элек­трическую часть отопительной установки, приборы контроля, предохранительные устройства, электропроводку. Питание потребителей крановой установки осуществляется постоянным током напряжением 24В от сети шасси по однопроводной электрической схеме. С корпусом (массой) соединены отрицательные зажимы ис­точников тока, в качестве которых на кране используются аккумуляторные батареи и генератор шасси. Питание потребителей на поворотной раме осуществляется от бортовой сети шасси через кольцевой токосъемник. Защита электрических цепей при коротких замыканиях выполнена с помощью предохранителя в кабине шасси. К приборам освещения и сигнализации относятся фары на кабине и стреле, светильник освещения кабины машиниста, сигнальные лампы отопительной установки и загрязнения фильтров, светильники габарита крана, звуковой сигнал.

 

Типовые схемы индексации

 Типоразмерный ряд автомобильных кранов — ряд машин, различающихся значением главного параметра, которым является их грузоподъемность на наименьшем вылете. На основе предпочтительных чисел по ГОСТ 1575 — 87 принят типоразмерный ряд автомобильных кранов грузоподъемностью 6,3; 7; 9; 10; 12,5; 14; 15; 16; 20; 22,5; 25; 30; 32 т. Определяющим ограничением для назначения грузоподъемности крана конкретного типоразмера являются нагрузка на ось шасси (осевая масса), на которое устанавливается автомобильный кран, и допустимая устойчивость против опрокидывания.

Из имеющегося типоразмерного ряда автомобильных кранов реально может быть образовано четыре размерные группы: 2-я — краны грузоподъемностью 6,3...8 т (краны 1-й размерной группы грузоподъемностью 3...5 т сняты с производства), 3-я — краны грузоподъемностью 10... 15 т, 4-я — краны грузоподъемностью 16...22,5 т и 5-я — краны грузоподьемностью 25...35 т.

Всем автомобильным кранам в группе стреловых самоходных кранов общего назначения присваивается индекс, состоящий из букв КС (кран стреловой самоходный) и четырех-пяти цифр, из которых первая цифра обозначает номер размерной группы в ряду грузоподъемности машин, вторая — тип ходового устрой­ства, третья — исполнение подвески стрелового оборудования, четвертая — порядковый номер модели. Буквы, цифры и индексы, стоящие после цифр номера модели, обозначают очередную модернизацию.

Например, индекс КС-35715-1 расшифровывается следующим образом: 3 — 3-я размерная группа (грузоподъемность 15 т), 5 — кодовое устройство в виде шасси грузового автомобиля, 7 — жесткая подвеска стрелового оборудования (телескопической стрелы), 15 — порядковый номер модели крана, 1 (-1) — первая модернизация модели.

Характеристики типоразмерных рядов автомобильных кранов состоят из основных параметров и грузовысотных показателей.

К основным параметрам автомобильных кранов относятся:

грузоподъемность; вылет; вылет от ребра опрокидывания; высота подъема; глубина опускания крюка;  скорость подъема (опускания) груза; скорость посадки; частота вращения; время изменения вылета; транспортная скорость;  общая (эксплуатационная) масса крана; максимальная осевая нагрузка;  среднее давление выносной опоры на основание;  минимальный радиус поворота крана;  преодолеваемый уклон пути; мощность силовой установки.