3. Обеспечение экплуатации кранов
Техническая эксплуатация
—
комплекс организационных и технических
мероприятий сервиса, обеспечивающих получение кранов
владельцем, их подготовку к использованию по назначению
и
поддержания в работоспособном
состоянии. Техническая эксплуатация включает в себя ввод кранов в эксплуатацию,
транспортирование, монтаж и демонтаж, техническое обслуживание, ремонт,
хранение. Основные положения по технической эксплуатации
содержатся в руководстве по эксплуатации крана, где наряду
с разделами по вводу в эксплуатацию, транспортированию и
хранению
указаны периодичность
и перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту сборочных единиц,
механизмов и приборов безопасности; возможные повреждения металлоконструкций и
способы их устранения; способы проверки приборов безопасности регулирования
тормозов; перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ; порядок
технического освидетельствования и
приведения
крана в безопасное положение в нерабочем состоянии;
требования безопасности в аварийных ситуациях; нормы браковки
канатов и критерии предельного состояния машины; срок
службы машины.
Мероприятия по вводу в эксплуатацию относятся к кранам,
полученным
на предприятии-изготовителе или прибывшим к владельцу после передачи получателю
дилером. Последовательность
действий
владельца крана при вводе его в эксплуатацию следующая: приемка машины
технической комиссией, назначенной приказом
руководителя организации — владельца крана; техническое
освидетельствование крана; регистрация крана;
получение разрешения на пуск в работу. Приемку полученного крана проводит техническая
комиссия в составе инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией кранов и инженерно-технического
работника, ответственного за содержание кранов
в исправном состоянии.
Кран,
прошедший приемку технической комиссией, регистрируют
в местном органе Госгортехнадзора России. Кроме того, автомобильный
кран ставят на учет в органе ГИБДД МВД России.
Получение разрешения на пуск в работу
является завершающей стадией ввода крана в эксплуатацию. Разрешение на пуск крана в работу
выдается инспектором местного органа Госгортехнадзора России или
специалистом инженерного центра по согласованию с
органом Госгортехнадзора России на основании результатов технического
освидетельствования, занесенных в паспорт машины.
Техническое обслуживание
кранов
представляет собой комплекс
работ по
поддержанию исправности и работоспособности машин в период их использования по
назначению, хранению и транспортированию.
В результате технического обслуживания обеспечиваются
постоянная готовность кранов к эксплуатации с высокой
производительностью в течение
всего срока службы; устранение причин,
вызывающих преждевременный износ, неисправности
сборочных единиц и механизмов; удлинение межремонтных сроков;
предупреждение внезапных отказов и аварийных ремонтов; безопасность выполнения
рабочих движений и совмещение операций; минимальный расход энергоносителей
(электроэнергии, топлива), смазочных и других расходных эксплуатационных
материалов; согласованность времени
проведения ремонта с графиком
производства работ на строительных площадках.
Техническое обслуживание подразделяется на следующие виды:
ежесменное
(ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2), третье (ТО-3),
сезонное
(СО). Периодичность проведения ТО-1, ТО-2, ТО-3 указана
в руководстве по эксплуатации крана, ЕО выполняет машинист
крана на месте стоянки крана перед началом работы.
Ремонт —
комплекс
мероприятий по восстановлению работоспособности
и исправности кранов, когда работоспособность невозможно
поддержать техническим обслуживанием. Различают текущий
и капитальный ремонт кранов. Текущий ремонт (ТР)
обеспечивает ресурс крана до
очередного ремонта, а капитальный (КР) —
полный или близкий к полному ресурс машины путем
восстановления и замены сборочных единиц и
механизмов.
Все виды
технического обслуживания и ремонта выполняют в
соответствии с годовыми и месячными планами-графиками, составляемыми
эксплуатирующей машину организацией по данным
из
руководства по эксплуатации и ремонтной документации. Периодичность
технического обслуживания и ремонта установлена в часах наработки кранов по
показаниям приборов счетчиков.
Наработка кранов, не имеющих
таких счетчиков, определяется по данным учета сменного времени и коэффициента внутрисменного
использования.
Периодичность технического обслуживания и ремонта кранов с
истекшим сроком службы (от их выпуска до
списания) увязывается с периодичностью проведения обследования и устанавливается
в соответствии с требованиями РД 10—112 — 96.
Техническое обслуживание и ремонт
автомобильных кранов производит эксплуатирующая организация на эксплуатационной
базе, с помощью передвижных средств на объектах использования
по назначению и в местах стоянки машин.