3. Обеспечение экплуатации кранов

Техническая эксплуатация — комплекс организационных и технических мероприятий сервиса, обеспечивающих получение кранов владельцем, их подготовку к использованию по назначению и поддержания в работоспособном состоянии. Техническая эксплуатация включает в себя ввод кранов в эксплуатацию, транспортирование, монтаж и демонтаж, техническое обслуживание, ремонт, хранение. Основные положения по технической эксплуатации содержатся в руководстве по эксплуатации крана, где наряду с разделами по вводу в эксплуатацию, транспортированию и хранению указаны пе­риодичность и перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту сборочных единиц, механизмов и приборов безопасности; возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения; способы проверки приборов безопасности регулирования тормозов; перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ; порядок технического освидетельствования и приведения крана в безопасное положение в нерабочем состоянии; требования безопасности в аварийных ситуациях; нормы браковки канатов и критерии предельного состояния машины; срок службы машины.

Мероприятия по вводу в эксплуатацию относятся к кранам, полученным на предприятии-изготовителе или прибывшим к вла­дельцу после передачи получателю дилером. Последовательность действий владельца крана при вводе его в эксплуатацию следующая: приемка машины технической комиссией, назначенной приказом руководителя организации — владельца крана; техническое освидетельствование крана; регистрация крана; получение разре­шения на пуск в работу. Приемку полученного крана проводит техническая комиссия в составе инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией кранов и инженер­но-технического работника, ответственного за содержание кра­нов в исправном состоянии.

Кран, прошедший приемку технической комиссией, регистрируют в местном органе Госгортехнадзора России. Кроме того, автомобильный кран ставят на учет в органе ГИБДД МВД России. Получение разрешения на пуск в работу является завершающей стадией ввода крана в эксплуатацию. Разрешение на пуск крана в работу выдается инспектором местного органа Госгортехнадзора России или специалистом инженерного центра по согласованию с органом Госгортехнадзора России на основании результатов техни­ческого освидетельствования, занесенных в паспорт машины.

Техническое обслуживание кранов представляет собой комплекс работ по поддержанию исправности и работоспособности машин в период их использования по назначению, хранению и транспортированию. В результате технического обслуживания обеспечиваются постоянная готовность кранов к эксплуатации с высокой производительностью в течение всего срока службы; устранение причин, вызывающих преждевременный износ, неисправности сборочных единиц и механизмов; удлинение межремонтных сроков; предупреждение внезапных отказов и аварийных ремонтов; безопасность выполнения рабочих движений и совмещение опе­раций; минимальный расход энергоносителей (электроэнергии, топлива), смазочных и других расходных эксплуатационных мате­риалов; согласованность времени проведения ремонта с графиком производства работ на строительных площадках.

Техническое обслуживание подразделяется на следующие виды: ежесменное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2), третье (ТО-3), сезонное (СО). Периодичность проведения ТО-1, ТО-2, ТО-3 указана в руководстве по эксплуатации крана, ЕО выполняет машинист крана на месте стоянки крана перед началом работы.

Ремонт — комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности и исправности кранов, когда работоспособность не­возможно поддержать техническим обслуживанием. Различают текущий и капитальный ремонт кранов. Текущий ремонт (ТР) обеспечивает ресурс крана до очередного ремонта, а капитальный (КР) — полный или близкий к полному ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц и механизмов.

Все виды технического обслуживания и ремонта выполняют в соответствии с годовыми и месячными планами-графиками, составляемыми эксплуатирующей машину организацией по данным из руководства по эксплуатации и ремонтной документации. Периодичность технического обслуживания и ремонта установлена в часах наработки кранов по показаниям приборов счетчиков. Наработка кранов, не имеющих таких счетчиков, определяется по данным учета сменного времени и коэффициента внутрисменного использования.

Периодичность технического обслуживания и ремонта кранов с истекшим сроком службы (от их выпуска до списания) увязывается с периодичностью проведения обследования и устанавливается в соответствии с требованиями РД 10—112 — 96. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных кранов производит эксплуатирующая организация на эксплуатационной базе, с помощью передвижных средств на объектах использования по назначению и в местах стоянки машин.