Автомобилями и автопоездами-цистернами
называется специализированный подвижной состав,
служащий
для перевозки и временного хранения жидких, газообразных
и сыпучих грузов.
К
автомобилям-цистернам относятся также автозаправщики,
которые
предназначены как для перевозки топливно-смазочных
материалов
(топлива, масла, спирта, специальных охлаждающих жидкостей и т.д.), так и для
заправки ими транспортных и других
энергетических средств.
Автомобили-цистерны и автозаправщики весьма разнообразны
и подразделяются на следующие типы (рис. 3.1).
|
Рис. 3.1. Типы цистерн,
классифицированные по различным
признакам
Цистерны
устанавливаются на шасси грузовых автомобилей,
прицепах и
полуприцепах. Кроме того, цистерны могу быть с термоизоляцией,
подогревом
и охлаждением. Так, например, цистерны для перевозки
специфических материалов (парафин, мыло, смола, мазут
и др.)
делают подогреваемыми во избежание застывания этих
материалов
при транспортировке. Для перевозки скоропортящихся
продуктов цистерны выполняются с искусственным охлаждением.
Автомобили-цистерны и автозаправщики выпускаются на базе
шасси
основных моделей грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Они отличаются
только грузовым кузовом, изготовленным
в виде цистерны, и оснащены специальным оборудованием (компрессор, насосы,
краны, клапаны и др.), предназначенным
для выполнения соответствующих работ. Применение
цистерн-полуприцепов позволяет резко увеличить грузоподъемность подвижного
состава и снизить себестоимость перевозок.
Автомобили
и автопоезда-цистерны получают все более широкое
распространение, хотя себестоимость перевозок в автоцистернах в среднем
несколько выше по сравнению с обычными
грузовыми
автомобилями. Однако при их использовании исключаются
расходы на тару, обеспечивается лучшая сохранность груза при погрузке,
перевозке, разгрузке и уменьшаются расходы на
погрузочно-разгрузочные работы (сокращение времени, исключение
ручного труда).
В
настоящее время для автомобильных цистерн характерны следующие
тенденции: снижение собственной массы (применение
легких
сплавов, пластмасс и несущих конструкций прицепного
состава),
увеличение вместимости, совершенствование конструкции,
а также повышение производительности оборудования для
наполнения
и разгрузки цистерн.
Требования
к конструкции автомобильных цистерн.
Физико-химические свойства перевозимых грузов оказывают большое влияние на
конструкцию цистерн. Так, их плотность определяет нагрузку на шасси; плотность,
вязкость и электризуемость - характеристики насоса и скорость перекачивания
продуктов; давление насыщенных паров - требования к прочности цистерны,
характеристики дыхательных клапанов и насосов. Коррозионность - выбор материала
и антикоррозионных покрытий для цистерны и технологического оборудования;
содержание воды и механических примесей - выбор вида средств очистки и
периодичности их обслуживания. Температура застывания - необходимость в системе
подогрева и теплоизоляции технологического оборудования.
Цистерны
должны удовлетворять требованиям инструкции МВД о порядке перевоза опасных
грузов автомобильным транспортом.
В этом
случае автотранспортные средства (в т.ч. цистерны) должны выполнять следующие
дополнительные требования:
-выпускная
труба с глушителем должна быть вынесена в сторону радиатора
с наклоном выпускного отверстия вниз. Если расположение двигателя не позволяет
устанавливать выпускную трубу перед радиатором, допускается ее
выводить в
правую сторону вне зоны цистерны и топливных коммуникаций;
-топливный
бак должен размещаться на наибольшем удалении от двигателя,
выпускной трубы и электрических проводов, защищаться со стороны передней и
задней стенок металлическими щитками, а со стороны днища -металлической сеткой с
размером ячейки 10x10 мм;
-в
электросети обязательно наличие плавких предохранителей или автоматических
выключателей. Электропроводка монтируется в металлических трубках;
-транспортное средство заземляется металлической цепью и должно
иметь два
огнетушителя, устанавливаемых вне кабины водителя.
В
настоящее время не существует единой системы обозначения цистерн.
Индексация
автоцистерн
состоит из двух-трех букв. Они обозначают тип базового шасси (А - автомобиль, П
-прицеп,
ПП-полуприцеп) и назначение цистерны (Ц - цистерна транспортная,
ТЗ -
топливозаправочная цистерна). Цифры обозначают номинальную вместимость цистерны
в кубических метрах и марку базового шасси. Например,
АЦ-4,2-53А
- автомобиль-цистерна транспортная, номинальная вместимость