1  Назначение, основные типы цистерн и требования к их конструкции

 

 

Автомобилями и автопоездами-цистернами называется специализированный подвижной состав, служащий для перевозки и временного хранения жидких, газооб­разных и сыпучих грузов.

К автомобилям-цистернам относятся также автозаправщики, которые предназначены как для перевозки топливно-смазочных материалов (топлива, масла, спирта, специальных охлаждающих жидкостей и т.д.), так и для заправки ими транспортных и других энергетических средств.

Автомобили-цистерны и автозаправщики весьма разнообразны и подразделяются на следующие типы (рис. 3.1).


Рис. 3.1. Типы цистерн, классифицированные по различным признакам

 

Цистерны устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, прицепах и полуприцепах. Кроме того, цистерны могу быть с термоизоляцией, подогревом и охлаждением. Так, например, цистерны для пере­возки специфических материалов (парафин, мыло, смола, мазут и др.) делают подогреваемыми во избежание застывания этих материалов при транспортировке. Для перевозки скоропортящихся продуктов цистерны выполняются с искусственным охлаждением.

Автомобили-цистерны и автозаправщики выпускаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Они отличаются только грузовым кузовом, изготовленным в виде цистерны, и оснащены специальным оборудованием (компрессор, насосы, краны, клапаны и др.), предназначенным для выполнения соответствующих работ. Применение цистерн-полуприцепов позволяет резко увеличить грузоподъем­ность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок.

Автомобили и автопоезда-цистерны получают все более широкое распространение, хотя себестоимость перевозок в автоци­стернах в среднем несколько выше по сравнению с обычными грузовыми автомобилями. Однако при их использовании исключаются расходы на тару, обеспечивается лучшая сохранность гру­за при погрузке, перевозке, разгрузке и уменьшаются расходы на погрузочно-разгрузочные работы (сокращение времени, исключение ручного труда).

В настоящее время для автомобильных цистерн характерны сле­дующие тенденции: снижение собственной массы (применение легких сплавов, пластмасс и несущих конструкций прицепного состава), увеличение вместимости, совершенствование конструк­ции, а также повышение производительности оборудования для наполнения и разгрузки цистерн.

Требования к конструкции автомобильных цистерн. Физико-химические свойства перевозимых грузов оказывают большое влияние на конструкцию цистерн. Так, их плотность определяет нагрузку на шасси; плотность, вязкость и электризуемость - характеристики насоса и скорость перекачивания продуктов; давление насыщенных паров - требования к прочности цистерны, характеристики дыхательных клапанов и насосов. Коррозионность - выбор материала и антикоррозионных покрытий для цистерны и технологического оборудования; содержание воды и механических примесей - выбор вида средств очистки и периодичности их обслуживания. Темпе­ратура застывания - необходимость в системе подогрева и теплоизоляции технологического оборудования.

Цистерны должны удовлетворять требованиям инструкции МВД о порядке перевоза опасных грузов автомобильным транспортом. В этом случае автотранспортные средства (в т.ч. цистерны) должны вы­полнять следующие дополнительные требования:

-выпускная труба с глушителем должна быть вынесена в сторону радиатора с наклоном выпускного отверстия вниз. Если расположение двигателя не позволяет устанавливать выпускную трубу перед радиатором, допускается ее выводить в правую сторону вне зоны цистерны и топливных коммуникаций;

-топливный бак должен размещаться на наибольшем удалении от двига­теля, выпускной трубы и электрических проводов, защищаться со стороны передней и задней стенок металлическими щитками, а со стороны днища -металлической сеткой с размером ячейки 10x10 мм;

-в электросети обязательно наличие плавких предохранителей или автоматических выключателей. Электропроводка монтируется в металлических трубках;

-транспортное средство заземляется металлической цепью и должно иметь два огнетушителя, устанавливаемых вне кабины водителя.

В настоящее время не существует единой системы обозначения цистерн. Индексация автоцистерн состоит из двух-трех букв. Они обозначают тип базового шасси (А - автомобиль, П -прицеп, ПП-полуприцеп) и назначение цистерны (Ц - цистерна транспортная, ТЗ - топливозаправочная цистерна). Цифры обозначают номинальную вме­стимость цистерны в кубических метрах и марку базового шасси. Например, АЦ-4,2-53А - автомобиль-цистерна транспортная, номинальная вместимость 4,2 м3, на шасси автомобиля ГАЗ-53А.

Наряду с буквами Ц и ТЗ применяются обозначения: ЦЗ - цистерна-заправщик, МЗ - маслозаправщик. Специальные обозначения типа перевози­мых грузов: М - масло, В - вода, С - спирт, СЖ - специальные жидкости. На­пример, ЗСЖ-66 - заправщик специальными жидкостями на шасси автомоби­ля ГАЗ-66.