4. Показатели использования подвижного остава

Технико-эксплуатационные требования к

подвижному составу

На технических требованиях к подвижному составу автомобильного транспорта основываются технические задания для проектирования и его изготовления на автомобильных и специализированных предприятиях. Требования разделяются на две категории: общие технические требования к подвижному составу и специальные технические требования по конструкции и эксплуатации транспортных средств.

Общие технические требования к подвижному составу: увеличение номинальной грузоподъёмности без существенного увеличения полной массы и давления на опорную поверхность; повышение коэффициента использования грузоподъёмности; повышение проходимости; повышение экономичности; увеличение удельной мощности; сокращение потребности в ремонтах и запасных частях; повышение эксплуатационной надёжности; сокращение трудоёмкости технического обслуживания; сокращение трудоёмкости выполнения грузовых операций; улучшение условий труда водителей; повышение экологической безопасности; повышение безопасности труда.

Специальные технические требования: снижение повреждаемости плодородного слоя почвы; устойчивость и равенство скоростей движения с обслуживаемой маши­ной; кратность размеров кузова и бункера обслуживаемых машин; приспособленность прицепов к агрегатированию с автомобилями и тракторами; универсальность автомобильного седельного тягача при агрегатировании со сменными специализированными полуприцепами; отсутствие потерь и порчи продуктов при их погрузке, перевозке раз­грузке; возможность установки оборудования для выполнения транспортно-технологических операций.

 Технико-эксплуатационные и экономиче­ские показатели использования подвижного состава

Для технико-экономического анализа использования подвижного состава, планирования его эксплуатации ус­танавливается система показателей, позволяющая измерить и оценить результаты работы транспортных средств на перевозках грузов.

Эти показатели характеризуют: среднесписочное количество подвижного состава, грузоподъемность и степень его использования, расстояние перевозок и степень использования груженого пробега, время работы и степень его использования, скорость движения и производительность под­вижного состава, себестоимость перевозок.

Для определения этих показателей существуют методы расчета, приведенные в специальной литературе.