4. Показатели использования подвижного остава
Технико-эксплуатационные требования к
подвижному составу
На
технических требованиях к подвижному составу автомобильного транспорта
основываются технические задания для проектирования
и его изготовления на автомобильных и специализированных предприятиях.
Требования разделяются на две категории: общие технические требования к
подвижному
составу и специальные технические требования по конструкции и
эксплуатации транспортных средств.
Общие
технические требования
к подвижному составу: увеличение номинальной грузоподъёмности без существенного
увеличения полной массы и давления на опорную поверхность; повышение
коэффициента использования грузоподъёмности; повышение проходимости;
повышение
экономичности;
увеличение
удельной мощности; сокращение потребности в ремонтах и запасных частях;
повышение эксплуатационной надёжности; сокращение трудоёмкости технического
обслуживания; сокращение трудоёмкости выполнения грузовых операций; улучшение
условий труда водителей; повышение экологической безопасности; повышение
безопасности труда.
Специальные технические требования:
снижение повреждаемости плодородного слоя почвы;
устойчивость и равенство скоростей движения с обслуживаемой машиной;
кратность размеров кузова и бункера обслуживаемых машин;
приспособленность прицепов к агрегатированию с автомобилями и тракторами;
универсальность автомобильного седельного тягача при агрегатировании со сменными
специализированными полуприцепами;
отсутствие
потерь и порчи продуктов при их погрузке, перевозке разгрузке;
возможность установки оборудования для выполнения транспортно-технологических
операций.
Для технико-экономического анализа использования
подвижного состава, планирования его эксплуатации устанавливается система
показателей, позволяющая измерить и оценить результаты работы транспортных
средств на перевозках грузов.
Эти показатели характеризуют: среднесписочное количество
подвижного состава, грузоподъемность и степень его использования, расстояние
перевозок и степень использования груженого пробега, время работы и степень его
использования, скорость движения и производительность подвижного состава,
себестоимость перевозок.
Для определения этих показателей существуют методы
расчета, приведенные в специальной литературе.