2. Назначение и конструкция самосвалов

  Строительные самосвалы служат для перевозки сыпучих грузов (земля, песок, щебень, гравий и др.), жидких стро­ительных растворов (бетон, известь, гипс, мыльная щелочь и др.) и различных промышленных грузов (силикатный кирпич, цемент и др.).

Строительные самосвалы изготавливают на базе шасси основ­ных моделей грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и отличаются от них формой грузового кузова, уменьшенной длиной, укороченной базой, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.

Строительные самосвалы предназначены для движения по дорогам и поэтому имеют колесную формулу 4x2 или 6x4. Они могут быть оснащены бензиновыми двигателями или дизелями и имеют относительно высокие максимальные скорости движения (70...90 км/ч). Их грузоподъемность составляет 2,25... 12 т, вме­стимость грузового кузова 2...7,2 м3, опрокидывание кузова — заднее, угол подъема кузова при разгрузке 48...60°, а время его подъема и опускания 15...20 с. Строительные самосвалы наиболее распространены из всех типов самосвалов.

В России выпускается целый ряд моделей строительных само­свалов и их модификаций. Среди них наибольшее распространение имеют самосвалы, выполненные на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ.

Новые строительные самосвалы по сравнению с выпускаемыми имеют большую грузоподъемность и объем грузового кузова, более мощные двигатели и повышенные тягово-скоростные свойства.

Карьерные самосвалы предназначены для перевозки горных пород и твердых полезных ископаемых (руда, каменный уголь и др.). Они служат для работы вне дорог, и их движение по обычным дорогам недопустимо из-за больших осевых нагрузок и удельных давлений колес на поверхность дороги.

Карьерные самосвалы характеризуются колесной формулой 4x2, имеют короткие базы, дизельные двигатели большой мощности  (300... 1700 кВт), автоматические трансмиссии (гидромеханические, электрические), гидропневматические подвески, одно- и двухместные кабины. Все это обеспечивает им повышенные тягово-скоростные свойства (максимальные скорости 50...60 км/ч), высокую маневренность и плавность хода, а также хорошие условия для работы водителей. Эти самосвалы обладают высокой проходимостью благодаря большому дорожному просвету (500... 700 мм), большому диаметру (1,5...2,5 м) и значительной ширине колес (0,5 м и более); грузоподъемность карьерных самосвалов 30... 180 т, вместимость грузового кузова 15... 70 м3, опрокидывание кузова — заднее, угол подъема кузова 50... 55°, а время его подъема 22... 25 с. Боковое опрокидывание грузового кузова на карьерных самосвалах не применяется вследствие недостаточной их поперечной устойчивости при разгрузке.

Карьерными являются самосвалы марки БелАЗ, которые вы­пускаются в Беларуси.

Сельскохозяйственные самосвалы служат для перевозки навалочных и насыпных сельскохозяйственных грузов (удобрения, корма, зерно, силос, картофель, кукуруза, овощи, корнеплоды и др.). Эти самосвалы могут быть также использованы для различных хозяйственных и строительных работ.

Сельскохозяйственные самосвалы работают в тяжелых дорожных условиях. При перевозке сельскохозяйственных грузов их пробег вне дорог составляет почти 50 %.

Сельскохозяйственные самосвалы, как и строительные, выпускают на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей. Они отличаются от строительных самосвалов большими объемами грузовых кузовов и трехсторонним направлением разгрузки. Кроме того, сельскохозяйственные самосвалы дополнительно оборудуются надставными бортами, которые увеличивают вместимость кузовов в 1,5 — 2 раза, что позволяет при перевозке сравнительно легковесных сельскохозяйственных грузов полнее использовать их грузоподъемность.

Грузоподъемность сельскохозяйственных самосвалов 2,4... 5,5 т, вместимость кузова 4,3... 6 м3 (с надставными бортами 6,7... 12,5 м3), угол подъема кузова при разгрузке 48... 58°, время подъема и опус­кания кузова 15 с.

В нашей стране выпускается целый ряд сельскохозяйственных самосвалов, среди которых наибольшее распространение имеют самосвалы, изготовленные на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ.

        3. Прицепы и полуприцепы-самосвалы

Прицепы и полуприцепы-самосвалы позволяют суще­ственно повысить грузоподъемность и производительность подвижного состава, а также снизить себестоимость транспортных работ. В связи с этим автопоезда-самосвалы получают все более широкое распространение.

При перевозке грузов буксировка прицепов-самосвалов осу­ществляется автомобилями-самосвалами, а транспортировка по­луприцепов-самосвалов — автомобилями-тягачами. При этом ма­невренность, проходимость и устойчивость автопоездов с прицепами-самосвалами значительно ниже, чем автопоездов с полуприцепами-самосвалами.

Прицепы и полуприцепы-самосвалы имеют один или два мо­ста, оборудованы металлическими сварными опрокидывающимися кузовами с задним или тремя (задним и двумя боковыми) откры­вающимися бортами. Их кузова могут также дополнительно оборудоваться съемными надставными бортами. Направление разгрузки прицепов и полуприцепов-самосвалов — заднее или боковое на две стороны. Грузоподъемность их составляет 4... 13,5 т, а вместимость кузова — 3... 8 м3. Подъемный механизм кузова прицепов и полуприцепов-самосвалов имеет гидравлический привод от автомобиля-тягача.

В России выпускается целый ряд прицепов и полуприцепов-самосвалов. Большинство их изготавливается на базе агрегатов грузовых автомобилей ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ.