Строительные самосвалы
служат для
перевозки сыпучих грузов
(земля, песок, щебень, гравий и др.), жидких строительных
растворов (бетон, известь, гипс, мыльная щелочь и др.) и различных промышленных
грузов (силикатный кирпич, цемент и др.).
Строительные самосвалы изготавливают на базе шасси основных моделей грузовых
автомобилей, прицепов, полуприцепов и
отличаются
от них формой грузового кузова, уменьшенной длиной,
укороченной базой, наличием надрамника и подъемного
механизма
грузового кузова.
Строительные самосвалы предназначены для движения по дорогам
и поэтому имеют колесную формулу
4x2
или 6x4. Они
могут быть
оснащены бензиновыми двигателями или дизелями и имеют относительно высокие
максимальные скорости движения
(70...90
км/ч). Их грузоподъемность составляет 2,25... 12 т, вместимость
грузового кузова 2...7,2 м3, опрокидывание кузова —
заднее,
угол подъема кузова при разгрузке 48...60°, а время его подъема и опускания
15...20 с. Строительные самосвалы наиболее
распространены из всех типов самосвалов.
В России
выпускается целый ряд моделей строительных самосвалов и их модификаций. Среди
них наибольшее распространение
имеют самосвалы, выполненные на базе шасси грузовых автомобилей
ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ.
Новые
строительные самосвалы по сравнению с выпускаемыми имеют большую
грузоподъемность и объем грузового кузова, более мощные двигатели и повышенные
тягово-скоростные свойства.
Карьерные
самосвалы
предназначены для перевозки
горных пород и твердых полезных ископаемых (руда, каменный
уголь и др.). Они служат для работы вне дорог, и их движение
по обычным дорогам недопустимо из-за больших
осевых нагрузок и удельных давлений
колес на поверхность дороги.
Карьерные
самосвалы характеризуются колесной формулой 4x2,
имеют
короткие базы, дизельные двигатели большой мощности
(300...
1700 кВт), автоматические трансмиссии (гидромеханические,
электрические), гидропневматические подвески, одно- и
двухместные
кабины. Все это обеспечивает им повышенные тягово-скоростные
свойства (максимальные скорости 50...60 км/ч),
высокую
маневренность и плавность хода, а также хорошие условия
для работы водителей. Эти самосвалы обладают высокой проходимостью
благодаря большому дорожному просвету (500...
Карьерными
являются самосвалы марки БелАЗ, которые выпускаются
в Беларуси.
Сельскохозяйственные самосвалы
служат
для
перевозки навалочных и насыпных сельскохозяйственных грузов
(удобрения, корма, зерно, силос, картофель, кукуруза, овощи,
корнеплоды и др.). Эти самосвалы
могут быть также использованы для различных
хозяйственных и строительных работ.
Сельскохозяйственные самосвалы работают в тяжелых дорожных
условиях. При перевозке сельскохозяйственных грузов их пробег
вне дорог
составляет почти 50 %.
Сельскохозяйственные самосвалы, как и строительные, выпускают
на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей. Они отличаются от
строительных самосвалов большими объемами грузовых
кузовов и трехсторонним направлением разгрузки. Кроме
того, сельскохозяйственные самосвалы
дополнительно оборудуются надставными бортами, которые увеличивают вместимость
кузовов в 1,5 — 2 раза, что позволяет при перевозке сравнительно
легковесных сельскохозяйственных грузов полнее использовать их грузоподъемность.
Грузоподъемность сельскохозяйственных самосвалов 2,4... 5,5 т,
вместимость кузова 4,3... 6 м3 (с надставными бортами 6,7... 12,5 м3),
угол подъема кузова при разгрузке 48... 58°, время подъема и опускания
кузова 15 с.
В нашей
стране выпускается целый ряд сельскохозяйственных
самосвалов, среди которых наибольшее распространение имеют самосвалы,
изготовленные на базе шасси грузовых автомобилей
ГАЗ и ЗИЛ.
Прицепы и
полуприцепы-самосвалы
позволяют
существенно
повысить грузоподъемность и производительность подвижного состава, а также
снизить себестоимость транспортных
работ. В
связи с этим автопоезда-самосвалы получают все более
широкое
распространение.
При
перевозке грузов буксировка прицепов-самосвалов осуществляется
автомобилями-самосвалами, а транспортировка полуприцепов-самосвалов
— автомобилями-тягачами. При этом маневренность, проходимость и устойчивость
автопоездов с прицепами-самосвалами
значительно ниже, чем автопоездов с полуприцепами-самосвалами.
Прицепы и
полуприцепы-самосвалы имеют один или два моста,
оборудованы металлическими сварными опрокидывающимися
кузовами с
задним или тремя (задним и двумя боковыми) открывающимися бортами. Их кузова
могут также дополнительно оборудоваться съемными надставными бортами.
Направление разгрузки прицепов и полуприцепов-самосвалов — заднее или боковое
на две стороны. Грузоподъемность их составляет 4... 13,5 т, а
вместимость кузова — 3...
В России
выпускается целый ряд прицепов и полуприцепов-самосвалов.
Большинство их изготавливается на базе агрегатов грузовых
автомобилей ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ.