В
зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов
могут иметь различную конструкцию
(рис. 2.2).
Рис. 2.2. Схемы грузовых
кузовов самосвалов: а,
б — прямоугольные с открывающимися бортами; в
— корытообразный без
открывающихся бортов; г — полуэллиптический; д — ковшовый;
е — совковый.
Грузовые кузова
самосвалов обычно изготавливают
цельнометаллическими — сварными из листовой
стали — и усиливают стойками. Иногда
их делают из алюминиевых сплавов или армированных
пластмасс, что позволяет уменьшить массу
самосвала, повысить коррозионную
стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищаемость при
разгрузке, а также уменьшить расход
топлива.
В
зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов
могут иметь различную конструкцию: ковшового и совкового
типов, с открывающимися в направлении разгрузки бортами
(назад, вбок, на все стороны) и без открывающихся бортов. Кузова с
открывающимися бортами могут иметь верхнее или
нижнее расположение шарниров, обеспечивающих
открывание бортов, которые в закрытом положении плотно прилегают к основанию
и неоткрываемым бортам кузова.
Кузов
грузового автомобиля-самосвала
КамАЗ (рис. 2.3, а) —
цельнометаллический, сварной, обогреваемый,
без открывающихся бортов, ковшового типа, прямоугольного
сечения. Он выполнен равномерно расширяющимся
от передней части к задней, что обеспечивает
лучшую его разгрузку
при опрокидывании.
Рис. 2.3. Грузовой кузов (а)
и надрамник (б) самосвалов КамАЗ:
1-боковина; 2 - козырек; 3, 6 -
борта; 4, 7, 14, 15 - усилители; 5 - стойка-8
- основание; 9, 11 - опоры; 10, 13, 16, 19 - поперечины; 12 – лонжерон;
17 — кронштейн; 18 — рама
Автомобили-самосвалы оборудуются
опрокидывающимися грузовыми кузовами. Опрокидывание кузовов производится
специальными подъемными механизмами
(механическими, гидравлическими, пневматическими).
Подъемный механизм
предназначен для обеспечения
разгрузки кузова самосвала путем его наклона
(опрокидывания) и последующего
возвращения в исходное (транспортное) положение. Он также обеспечивает фиксацию
кузова в любом промежуточном
положении при его подъеме и опускании.
На
самосвалах наибольшее распространение получили гидравлические
подъемные механизмы, привод которых осуществляется
от
двигателя автомобиля. Эти механизмы компактны, надежны,
безопасны
в работе, обладают плавностью и быстротой действия,
имеют
большой срок службы.
В
гидравлический подъемный механизм входят коробка отбора
мощности,
масляный насос, системы управления, гидроцилинд
ры,
масляные банки, масляные фильтры и трубопроводы. Гидравлическая
система подъемного механизма заполняется маслом, замена
которого производится при переходе с одного сезона эксплуатации на другой.
Применяемые на самосвалах гидравлические подъемные механизмы
имеют одинаковую конструкцию и отличаются только системами управления.
Гидравлические подъемные механизмы самосвалов с боковым опрокидыванием кузова
более экономичны,
чем
самосвалов с задней разгрузкой. Они имеют меньшую общую
длину
выдвижных звеньев и меньший объем гидроцилиндров вследствие
более низкой высоты подъема кузова, так как у современных
самосвалов ширина кузова меньше его длины.
На рис. 2.4 представлены
схемы гидравлического подъемного механизма и
размещения его элементов на автомобилях-самосвалах
ЗИЛ-ММЗ. Рычаг управления 1
одновременно действует на кран
управления
11и
коробку отбора мощности 9, связанную
с масляным насосом 10. При установке
рычага управления в положение «подъем» (П) золотник крана управления
11 занимает соответствующее
положение (А). При этом насос 10,
приводимый от коробки отбора мощности
9, забирает масло из бака
6 по всасывающему трубопроводу 7 и
нагнетает его в гидроцилиндр 4 по
нагнетательному трубопроводу 5. Под
действием давления масла из гидроцилиндра последовательно выдвигаются отдельные
звенья (трубы) 14 и
13. В результате происходит
опрокидывание грузового кузова
2, автоматическое открывание заднего
борта при помощи специального рычага,
установленного на надрамнике 3,
и разгрузка самосвала.
Рис.
2.4. Гидравлический подъемный механизм самосвалов ЗИЛ-ММЗ:
а — схема размещения на
автомобиле; б — схема механизма: 1 — рычаг; 2 —
кузов; 3 — надрамник; 4 —
гидроцилиндр; 5, 7, 8 — трубопроводы; 6 — бак; 9 —
коробка отбора мощности; 10 — насос;
11 — кран; 12 — клапан; 13, 14 — выдвижные
звенья
При
возрастании давления масла до 13,5 МПа откроется предохранительный
клапан 12 крана управления, и часть
масла направится по сливному
трубопроводу 8 в масляный бак
6. При установке
рычага управления в положение «опускание» (О) золотник крана
управления
11 занимает такое положение (Б), при
котором масло из гидроцилиндра через
трубопровод 5, кран управления 17 и
трубопровод 8 сливается в масляный
бак под действием веса кузова. При
этом выдвижные звенья 13 и
14 плавно возвращаются обратно
в гидроцилиндр, а кузов самосвала — в исходное положение
(транспортное).
Фиксация
грузового кузова самосвала в поднятом положении
при
разгрузке осуществляется при помощи упорной штанги, шарнирно
установленной на надрамнике 3. Эта
штанга также обеспечивает безопасность проведения ремонтных работ при поднятом
порожнем кузове самосвала.