5. Особенности эксплуатации специализированного подвижного состава

Для обеспечения работоспособности специализированного подвижного состава применяется планово-предупредительная система технического обслуживания. Однако организация и технология ТО и ремонта СПС имеет особенности, вызванные наличием дополнительного сложного оборудования, увеличением статической нагрузки на шасси автомобиля, более тяжелыми условиями эксплуатации, действием на кузов дополнительных нагрузок и вибрации при перевозке грузов и др.

Во-первых, возрастает перечень и трудоемкость работ по техническому обслуживанию автотранспортного средства, что вызывает необходимость корректирования нормативов ТО и ремонта, увеличения отдельных участков, цехов и количества ремонтных рабочих. В зависимости от сложности специализированного    оборудования    трудоемкость    ТО    и    ТР возрастает по сравнению с базовым автомобилем на 10...20%. Периодичность   ТО   и   ремонта   автомобиля   и   норма   пробега автомобиля и агрегатов до капитального ремонта изменяются в зависимости от условий эксплуатации.

 Во-вторых, требуется дополнительная специальная подготовка инженерно-технического персонала и ремонтных рабочих.

В-третьих, изменяются некоторые требования к производственно-технической базе предприятия (применение дополнительного технологического оборудования, необходимость увеличения высоты проездных ворот и производственных помеще­ний, выделение специальных постов и участков и т.д.).

В-четвертых, в зависимости от сложности специального оборудования и режимов использования его техническое обслуживание может быть:

      совместным, т.е. одновременно с базовым автомобилем, в рамках   установленных   видов  ТО  (ЕО, ТО-1,  ТО-2,   СО)   и откорректированных    периодичностей     (фургоны,     автомобили-самосвалы, панелевозы и др.);

      раздельным,      при      котором,      применяют      виды      и  периодичности   ТО   специального   оборудования,   установленные заводами-изготовителями, при этом периодичности ТО устанавливаются в часах работы оборудования (рефрижераторы, цементовозы,   и      др.), а ТО и ремонт     выполняется специализированной бригадой. Работы при этом проводятся как на постах, так и на специальных участках.

Специализированное   оборудование   автомобилей   включает типовые   системы,   агрегаты,   механизмы,   соединения   и  детали (редукторы,   коробки   отбора   мощности,   карданные   передачи, насосы, фильтры, гидро- и пневмосистемы, крепежные соединения и   др.),   при   обслуживании   и   ремонте   которых   выполняются стандартные уборочно-моечные, контрольно-диагностические, смазочные, крепежные, регулировочные, разборочно-сборочные и другие     работы,     и     специфические     элементы  конструкции, свойственные данному виду СПС, особенности обслуживания которых будут рассмотрены позже.