Для
обеспечения работоспособности специализированного
подвижного
состава применяется планово-предупредительная
система
технического обслуживания. Однако организация и
технология
ТО и ремонта СПС имеет особенности, вызванные
наличием
дополнительного сложного оборудования, увеличением
статической
нагрузки на шасси автомобиля, более тяжелыми
условиями
эксплуатации, действием на кузов дополнительных
нагрузок и
вибрации при перевозке грузов и др.
Во-первых,
возрастает перечень и трудоемкость работ по
техническому обслуживанию
автотранспортного средства, что вызывает
необходимость корректирования нормативов ТО и ремонта, увеличения
отдельных участков, цехов и количества
ремонтных рабочих. В зависимости от сложности
специализированного
оборудования
трудоемкость ТО
и ТР
возрастает по сравнению с базовым автомобилем на 10...20%. Периодичность
ТО и
ремонта автомобиля
и норма
пробега автомобиля и агрегатов до
капитального ремонта изменяются в
зависимости от условий эксплуатации.
Во-вторых,
требуется дополнительная специальная
подготовка
инженерно-технического персонала и ремонтных
рабочих.
В-третьих, изменяются некоторые требования к
производственно-технической базе предприятия (применение
дополнительного технологического оборудования, необходимость
увеличения высоты проездных ворот и производственных помещений,
выделение специальных постов и участков и т.д.).
В-четвертых, в зависимости от сложности специального
оборудования и режимов использования его техническое
обслуживание может быть:
•
совместным, т.е. одновременно с
базовым автомобилем, в
рамках
установленных видов
ТО (ЕО, ТО-1,
ТО-2,
СО) и
откорректированных
периодичностей
(фургоны,
автомобили-самосвалы, панелевозы и др.);
•
раздельным,
при
котором,
применяют
виды и
периодичности ТО
специального
оборудования, установленные
заводами-изготовителями, при этом периодичности ТО
устанавливаются в часах работы оборудования
(рефрижераторы, цементовозы,
и
др.), а ТО и ремонт
выполняется специализированной
бригадой. Работы при этом проводятся как на
постах, так и на специальных участках.
Специализированное
оборудование автомобилей
включает типовые
системы, агрегаты,
механизмы, соединения
и детали
(редукторы,
коробки отбора
мощности, карданные
передачи, насосы, фильтры, гидро- и
пневмосистемы, крепежные соединения и
др.), при
обслуживании и
ремонте которых
выполняются стандартные уборочно-моечные, контрольно-диагностические,
смазочные, крепежные, регулировочные, разборочно-сборочные и
другие
работы, и
специфические элементы
конструкции, свойственные данному виду СПС, особенности обслуживания
которых будут рассмотрены позже.