5. Пожарные автомобили газоводяного тушения

Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) предназначены для тушения пожаров газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанов газоводяным потоком, образованным авиационным турбореактивным двигателем (ТРД) и струями лафетных стволов (рис. 10.18, 10.19, 10.20)

Рис. 10.18. Пожарный автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150(375Н) 

 

Рис. 10.19. Пожарный автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150(43114) 

 

Рис. 10.20. Компоновка АГВТ-150(43114): 1 - шасси автомобиля; 2 - подъемно-поворотный механизм; 3 - турбореактивный двигатель; 4 - система водоснаб­жения; 5 - топливный бак ТРД; 6 - система водяного орошения

 На платформе автомобиля повышенной проходимости устанавливается подъемно-поворотное устройство с закрепленными на нем турбореактивным двигателем и лафетными стволами. Лафетные стволы подают воду в поток отработавших газов, создавая газоводяной поток, направляемый на газовый или нефтяной фонтан.

АГВТ состоит из основных агрегатов и узлов: ТРД, подъем­но-поворотного устройства, системы гидропривода, системы трубопроводов для подачи воды в лафетные стволы и системы орошения, цистерны с топливом для ТРД, дистанционного пульта управления, опорного основания.

Основным агрегатом АГВТ является турбореактивный двигатель (рис. 10.21)

Рис. 10.21. Принципиальная схема турбореактивного двигателя:  I - коробка приводов; 2 - входные патрубки; 3 - направляющие лопатки; 4 - колесо цен­тробежного компрессора; 5 - камеры сгорания; 6 - направляющий аппарат; 7 -колесо газовой турбины; 8 - обтекатель; 9 - реактивное сопло

ТРД состоит из коробки приводов, входных воздушных патрубков, через которые воздух под разрежением поступает в колесо компрессора, откуда после сжатия подается через направляющие лопатки в камеры сгорания. В эти камеры через форсунки подается под давлением топливо, которое смешивается с воздухом и сгорает в жаровых трубах. Продукты сгорания поступают на лопатки колеса газовой турбины. Часть энергии газов используется для привода компрессора и вспомогательных агрегатов двигателя. Большинство отработавших газов из турбины поступает в реактивное сопло, в котором при струйном истечении создается реактивная тяга. Запуск ТРД осуществляется с помощью электро- или турбостартера.

Подъемно-поворотное устройство (рис. 10.22) состоит из поворотного круга, на котором установлен ТРД.

Рис. 10.22. Принципиальная схема гидропривода АГВТ-100:

1 - коробка отбора мощности; 2 - карданная передача; 3 - насос; 4 - распределительная коробка с золотником подъема; 5 - распределительная коробка с золотником поворота; 6 - турбореактивный двигатель; 7 - цилиндр подъема; 8 - поворотный круг; 9 - цилиндр поворота; 10 - бак для масла

 

Поворот и подъем ТРД осуществляется с помощью цилиндров поворота и цилиндров подъема.