2. Компановка автолестницы

Автолестница данной модели (рис. 11.11 и 11.12) смонтирована на базовом шасси автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 и состо­ит из следующих основных частей и систем:

   шасси с платформой;

   опорного основания;

   подъемно-поворотного устройства;

   комплекта колен;

   гидравлического привода механизмов поворота, подъема, выдвижения и выравнивания бокового наклона;  

   системы управления;

   системы обеспечения безопасности при эксплуатации АЛ (автоматики и блокировок);

   систем связи и освещения;

   комплекта пожарно-технического оборудования.

Рис. 11.11. Общий вид автолестницы АЛ-30(131)ПМ506В: 1 - базовое шасси; 2 - комплект колен;    3 - поворотная рама;   4 - опорные домкраты


Рис. 11.12. Структурная схема автолестницы

 На раме опорного основания смонтировано подъемно-поворотное устройство (рис. 11.13, 11.14), с помощью которого осуществляются движения лестницы в горизонтальной и вертикальной плоскостях, т. е. производится подъем и поворот лестницы. Подъемно-поворотное устройство состоит из:

  поворотного круга;

  поворотной рамы, шарнирно соединенной с подъемной рамой.

 

Рис. 11.13. Подъемно-поворотное устройство: 1 - привод поворота; 2 - подъем­ная рама; 3 - гидроцилиндр подъема; 4 - поворотная рама; 5 - привод выдви­жения;   6 - гидроцилиндр бокового выравнивания;   7 - гидрозамок гидроци­линдров подъема; 8 - осевой коллектор; 9 - поворотная опора

 

 

 

 

Рис. 11.14. Механизм (привод) поворота лестницы: 1 - редуктор; 2 - гидро­мотор; 3 - ведущая шестерня; 4 - вал; 5 - неподвижный круг

 Поворотный круг представляет собой крупногабаритный подшипник на цилиндрических роликах с текстолитовыми сепараторами.

На верхней вращающейся части поворотного круга установлены:

  поворотная рама;

  гидроцилиндры подъема;

  привод поворота;

  масло- и токопереходы;

  пульт управления.

На подъемной раме установлен комплект колен, а в поворотной раме размещены механизмы и агрегаты гидропривода и узлы системы автоматики и блокировок.

Комплект колен состоит из четырех колен, сочленение колен между собой - телескопическое на роликовых опорах. Нижнее колено является несущим для всех остальных. Колена выдвигаются с помощью тросов и блоков лебедкой с приводом от гидромотора (рис. 11.15).

Рис. 11.15. Схема выдвигания колен лестницы: 1 - первое колено; 2 - второе колено; 3 - канат сдвигания первого колена; 4 - третье колено; 5 - канат сдви­гания второго колена; б - четвертое колено; 7 - блок; 8 - барабан; 9, 12, 14 -стяжные муфты; 10 - канат выдвигания третьего колена; 11 - канат выдвига­ния второго колена; 13 - канат выдвигания первого колена

 Сдвигание колен происходит под действием их собственного веса.

        Принцип работы автолестницы заключается в подаче ее вершины в необходимую точку пространства в пределах поля движения (обслуживания), контролируемого системой автоматики (рис. 11.16). Системы автоматики и бло­кировки, обеспечивают бе­зопасность работы на автолестнице.

 

 

Рис. 11.16. Поле движения автолестницы

 Гидравлический привод АЛ и АКП обеспечивает выполнение всех движений с помощью гидромеханизмов подъема, выдвигания и поворота комплекта колен. Необходимое рабочее давление жидкости в рабочих органах системы (гидромоторы, гидроцилиндры) создается аксиально-поршневым насосом (рис. 11.17).

Рис. 11.17. Устройство насоса аксиально-поршневого типа: 1, 7, 15 - уплотнительные кольца; 2 - втулка; 3 - вал; 4 - манжета; 5 - крышка; 6 - упорное кольцо; 8, 9 - подшипники;  11-шатун; 12-поршень;   13-блок   цилиндров; 14 - распределитель; 16 - крышка; 17 - центральный шип

 При вращении вала поршни, установленные в блоке цилиндров, вращаются относительно оси блока и одновременно совершают возвратно-поступательные движения. За один оборот вала каждый поршень совершает один двойной ход. При этом за одну половину оборота вала поршень всасывает рабочую жидкость, а за другую - вытесняет ее в гидросистему. Синхронизация вращения вала и блока цилиндров обеспечивается шатунами.

Гидромоторы механизмов поворота и выдвигания комплектов колен АЛ по устройству не отличаются от гидронасосов. Если рабочая жидкость, нагнетаемая из гидросистемы, будет подаваться через отверстие в крышке и паз распределителя в блок цилиндров, то она приведет в движение поршни, которые через шатуны передадут валу крутящий момент.

Принципиальная гидравлическая схема АЛ представлена на рис. 11.18.

Рис. 11.18. Принципиальная гидравлическая схема автолестницы: 1, 2, 5, 33 -гидроцилиндры выдвигания опоры; 3, 6 - гидроцилиндры подъема; 4, 35 -гидроцилиндр блокировки рессор; 7 - гидрозамок гидроцилиндров подъема; 8 - кран разжима захватов; 9, 14 - гидромоторы; 10, 11, 20 - осевой коллектор; 12 - гидроцилиндр бокового выравнивания; 13 - электромагнитный клапан с гидрозамком; 15, 32 - блоки управления; 16, 18 - манометры; 17 - кран раз­грузки насоса; 19 - термометр; 21 - фильтр; 22, 25 - краны; 23, 27 - клапаны; 24 - ручной насос; 26, 28 - гидронасосы; 29 - блок клапанов; 30 - гидроци­линдр управления двигателем; 31 - предохранительный клапан; 34 - гидроци­линдр блокировки раздаточной коробки