6. Специальные автомобили обеспечения условий работы личного состава при ликвидации ЧС

При тушении пожаров и ликвидации аварий часто возникают такие условия, при которых резко снижается эффективность боевой работы личного состава вследствие отсутствия освещения места работы, задымления помещений, наличия преград и т. д.

Для преодоления этих сопутствующих чрезвычайным ситуациям факторов в подразделениях МЧС используются автомобили: газодымозащитной службы, дымоудаления, освещения и т. д.

                                                              

Автомобили газодымозащитной службы

 Автомобили газодымозащитной службы (АГ) предназначены для доставки к месту чрезвычайной ситуации боевого расчета (отделений ГДЗС), средств дымоудаления, освещения и связи, индивидуальной защиты органов дыхания и специального оборудования.

АГ служат для проведения глубокой разведки, спасания лю­дей и создания условий, облегчающих проведение работ личным составом МЧС в непригодной для дыхания среде.

Автомобили газодымозащитной службы изготавливаются на шасси пожарных автонасосов (АН) и автомобилей насосно-рукавных (АНР), грузовых автомобилей, автобусов. Наибольшее распространение получили автомобили газодымозащитной службы на базе шасси автобусов ПАЗ-672 (рис. 11.32, 11.33), ПАЗ-3205 (рис. 11.34, 11.35).

 

 

Рис. 11.32. Автомобиль га­зодымозащитной службы АГ-12(672)

 

Рис. 11.33. Компоновочная схема АГ-12(672): 1 - сиденья; 2 -КИП-8 (АСВ, Drager); 3 - маги­стральная линия; 4 - ручной ин­струмент; 5 - костюмы ТО, Л-1; 6, 7 - генераторы; 8 - АСИ Lu-kas, УКМ-4; 9 - прожекторы, кабельные катушки; 10 - запас­ные баллоны; 11 - радиостанция и СПУ-3;   12 - кабина водителя

Рис.     11.34.     Автомобиль газодымозащитной   служ­бы АГ-12(3205)

 

Рис. 11.35. Компоновочная схема АГ-12(3205); 1 - ка­бина водителя; 2 - радио­станции; 3 - сиденья; 4 -АСВ, Drager; 5 - костюмы ТО, Л-1; 6 - АСИ Lukas, УКМ-4; 7 - прожекторы, кабельные катушки; 8 - руч­ной инструмент; 9 - запасные баллоны

 

Питание электрифицированного инструмента, средств освещения автомобили оснащаются генераторами переменного тока с приводом от двигателя шасси через коробку отбора мощности и карданную передачу. В отсеках кузова находятся щит управления электросиловой установкой и переносное оборудование (электродымосос, электрифицированный и гидравлический инструмент, прожекторы, кабельные катушки и др.).

В кузове автобуса размещаются боевой расчет, средства связи и изолирующие противогазы. Электросиловая установка оборудована системой защиты личного состава от поражения электрическим током. На силовом щите находятся розетки для подключения потребителей электроэнергии и контрольная аппаратура.

 Автомобили дымоудаления

 Автомобили дымоудаления (АДУ) (рис.11.36), наряду с АГ, также относятся к техническому вооружению газодымозащитной службы.

Автомобиль дымоудаления предназначен для доставки к месту чрезвычайной ситуации боевого расчета, специального оборудования и удаления дыма из задымленных помещений.


Рис. 11.36. Автомобиль дымоудаления АДУ-90(66)183

 Основным специальным агрегатом АДУ является вентиляционная установка. Вентилятор осевого типа приводится в действие от двигателя шасси через дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности, редуктора и карданных валов. К напорному патрубку присоединяются тканевые рукава 01100 мм для нагнетания воздуха и подачи пены.

При отсосе газов и дыма к всасывающим патрубкам, распо­ложенным на обоих бортах автомобиля, присоединяются полужесткие тканевые рукава 0500 мм со спиральным проволочным каркасом. АДУ укомплектован шестью жесткими всасывающими рукавами, выполненными из оцинко­ванной стали толщиной 0,8 мм длиной по 2 м и двумя коленами того же диаметра, изготовленными также из металла. Колена необходимы для прокладки обводной всасывающей линии и использования одновременно двух всасывающих патрубков. Ав­томобиль комплектуется также тканевыми перемычками и штангами для их крепления в строительных проемах.

  Автомобили освещения

Автомобили освещения (АО) предназначены для освещения места работы подразделений, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций. В ночное время хорошее освещение способствует быстрому и безопасному боевому развертыванию, разведке, выполнению спасательных работ и подаче огнетушащих веществ, что, в конечном счете, ведет к сокращению продолжительности ликвидации ЧС и убытков от них.

Поэтому за рубежом широко распространены различные передвижные осветительные установки, смонтированные на автомобильных шасси и прицепах. Все они, как правило, снабжены автономными источниками питания (генераторами), но могут работать и от внешней сети.