7. Специальные автомобили обеспечения подачи огнетушащих веществ в очаг пожара

К данному виду специальных пожарных аварийно-спаса­тельных автомобилей относятся автомобили рукавные, самоходные лафетные стволы и пеноподъемники.

Автомобили рукавные

 Автомобили рукавные (АР) предназначены для доставки к месту пожара большого количества предварительно соединенных между собой напорных рукавов и их механизированной прокладки в виде одной или двух параллельных магистральных линий, которыми соединяют установленную на водоисточник пожарную насосную станцию с пожарными автоцистернами и другими основными пожарными автомобилями, непосредственно участвующими в пожаротушении, а также при подаче воды в перекачку с использованием пожарных автоцистерн.

АР применяют для ликвидации крупных пожаров в городах, на промышленных объектах, при возгорании лесоскладов, торфяных месторождений, а также во всех случаях, когда требуется подача воды в большом количестве из отдаленных водоисточников. Рукавные автомобили изготавливаются на шасси грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗиЛ-131, КамАЗ-4310, 4326.

В нашей стране наибольшее распространение получи­ли рукавные автомобили на шасси ЗиЛ-131: АР-2(131)133; АР-2(131)133А (рис. 11.37), которые предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных рукавов 0150, 110 или 77 мм общей длиной соответственно 1,34; 1,76 или 2,04 км; прокладки магистральных рукавных линий на ходу при скорости движения 9 км/ч. Они применяются совместно с пожарными насосными станциями, автонасосами или автоцистернами.

 Рис. 11.37. Автомобиль рукавный

АР-2( 131) 133 А

 

   Автомобиль рукавный может быть также использован для подачи мощной струи воды или воздушно-механической пены через лафетный ствол, установленный над кабиной водителя. Управление стволом осуществляется из кузова через люк в крыше.

Автомобиль рукавный АР-2(43105)215 (рис. 11.38) от автомобиля АР-2(131) отличается:

  отсутствием стационарного лафетного ствола;

  большим количеством вывозимых рукавов.

 

Рис. 11.38. Автомобиль рукавный АР-2(43105)215

Автомобиль рукавный АР-2(4326) выпускается ОАО «Пожтехника» (г. Торжок) (рис. 11.39).

Отличие от однотипного автомобиля на шасси КамАЗ в сле­дующем:

оборудован стационарным лафетным стволом;

на автомобиле одновременно вывозятся и прокладываются в магистральные рукавные линии рукава 0150 и 77 мм.

Рис. 11.39. Автомобиль рукавный АР-2(4326)

 

Самоходный лафетный ствол СЛС-100(3403)

Самоходный лафетный ствол СЛС-100(3403) (рис. 11.40) предназначен для тушения пожаров в сложных условиях, на­пример на лесобиржах. Смонтирован он на гусеничном тягаче ГАЗ-3403 и обеспечивает подачу водяной или пенной струи с расходом 100 л/с и дальностью подачи:

  компактной водяной струи - 100 м;

  распыленной водяной струи - 50 м;

  пенной струи - 70 м.

В комплект входит 300 м пожарных напорных рукавов 0150 мм. Управление стволом - дистанционное с выносного пульта

Для тушения пожаров в сложных условиях (газонефтяные фонтаны, резервуарные парки, наличие опасности взрыва взрывоопасных веществ) применяются специальные пожарные танки (рис. 11.41).

Рис. 11.40. Самоходный                                   Рис. 11.41. Танк пожарный

 лафетный ствол СЛС-100(3403)             

  Пеноподъемники

 Передвижные пожарные пеноподъемники (рис. 11.42) предназначены для доставки к месту пожара или аварии боевого расчета, огнетушащих веществ и пожарно-технического оборудования.

Они оборудованы пеногенераторами для тушения очагов пожаров с высоты посредством подачи огнетушащих веществ (воды, воз­душно-механической пены).

Чаще всего они оборудуются на базе уже существующих коленчатых подъемников.

 

Рис. 11.42. Тушение резервуара с ЛВЖ с использованием коленчатого пеноподъемника АКП-68 (F68HLA) Bronto Sky-lift (Финляндия)

На рис. 11.42-11.44 представлены автомобильные пеноподъемники производства ОАО «Пожтехника».

Рис. 11.42. Пеноподьемник пожарный ППК-ЗО(53213)

Рис. 11.43. Пенонодъемник ПП-37(МТЛБ)                                       

 Рис. 11.44. Пенно  подъемник ПП-5О(815)