1. Роль автопоездов в специализации автотранспорта

Автопоездом является автотранспортное средство, включающее автомобиль-тягач, буксирующее один или несколько прицепов или полуприцепов (рис.5.1.) .

Рис 5.1. Автопоезд на базе автомобиля КамАЗ-55102

 

Автопоезда имеют ряд преимуществ по сравнению с одиночными авто­мобилями: повышенную производительность (в два и больше раз); понижен­ную себестоимость перевозок на 20...30 % в зависимости от расстояния пере­возок; экономичность на тонну перевозимого груза; экологическую безопасность.

Себестоимость производства прицепов и полуприцепов ниже, чем автомобилей такой же грузоподъемности. Эксплуатация автопоездов снижает затраты на строительство предприятий обслуживания и хранения подвижного состава, сокращается потребность в водительском составе.

Специализированные кузова (фургоны-рефрижераторы, цистерны и др.) используются для перевозки одного вида груза и в одном направлении. Установка специализированных кузовов на прицепах или полуприцепах, увеличивает возможность использования автомобиля-тягача в обоих направлениях. Специализация подвижного состава связана и с применением седельных автопоездов.

Широко применяются магистральные большегрузные автопоезда для междугородних и международных перевозок на расстояние до 1000 км и более. Преимущество таких перевозок в доставке груза от изготовителя до потребителя без перегрузки. Сокращаются сроки доставки, лучше сохраняется груз, возможна организация централизованных перевозок. Тип автопоезда выбирается в зависимости от порционности грузов.

Развиваются  перевозки в контейнерах большой грузоподъемности на большие расстояния (рис.5.2.).

 

Рис 5.2. Автопоезд на базе автомобиля МАЗ-543302

 

Универсальные контейнеры используются и для других видов транспорта (железнодорожный, морской и речной). Это снижает затраты на погрузочно-разгрузочные работы, повышает сохранность грузов. Перевозка выполняется без упаковки «от двери до двери».