2. Классификация и схема автопоездов
По типу
связи автопоезда делятся на прицепные, седельные и автопоезда-роспуски.
По назначению - на общетранспортные для перевозки различных грузов;
специализированные для перевозки определенных видов грузов; специальные для
перевозки постоянно смонтированного на них технологического
оборудования.
Автопоезда
бывают с активным или пассивным приводом к колесам прицепа (полуприцепа).
Автопоезд состоит из двух основных элементов, но
бывают и
многозвенные автопоезда.
Эксплуатация автопоездов ограничена рядом нормативных документов.
Полные
допустимые массы автопоездов в РФ зависят от числа мостов и допускаемых
на них нагрузок. Полная максимальная масса автопоезда при пяти
мостах
составляет 40 т, при шести и более - 52 т., наибольшая ширина автопоезда
-
Компоновочные схемы автопоездов показаны на рис.5.3.
Рис. 5.3. Компоновочные схемы
автопоездов:а, в, д, з
-
двухзвенных; б, г, е, ж, и - трехзвенных.
Седельные
автопоезда имеют преимущества перед прицепными. При той
же
грузоподъемности меньшая длина, отсутствие виляния, конструктивно
проще и
меньший коэффициент металлоемкости. Использование седельных
автопоездов
повышает коэффициент пробега, сокращает простои под погрузкой
и разгрузкой и расширяет специализацию автопоездов. Номинальная грузоподъемность
прицепного автопоезда выше, чем седельного на 10... 15 %. Перспективным
является применение прицепных
автопоездов с минимальными
зазорами между звеньями, с легкосъемными кузовами, унифицированными по
присоединительным размерам к требованиям ИСО.
Повышение
производительности автотранспортных средств связано с
применением трехзвенных автопоездов. Они включают автомобиль-тягач и
два прицепа
или два полуприцепа. Второй полуприцеп используется с под-катной
тележкой как прицеп.
Компоновка
автопоездов обеспечивает необходимую грузовместимость
кузовов при
допустимой их полной массе. При этом сокращают расстояния между тягачом и
прицепом за счет применения укороченных тягово-сцепных
устройств.
Уменьшают длину кабины при переносе спальных мест в надстройку
над кабиной (полезная длина грузовой платформы увеличивается на
400...500
мм). Используют низкорамные прицепы, устанавливают низкопрофильные
шины с минимально возможным диаметром. Применяют полуприцепы
со ступенчатым полом, что увеличивает грузовое помещение у седельных
автопоездов (рис. 5.4.).