2. Классификация и схема автопоездов

По типу связи автопоезда делятся на прицепные, седельные и автопоезда-роспуски. По назначению - на общетранспортные для перевозки раз­личных грузов; специализированные для перевозки определенных видов грузов; специальные для перевозки постоянно смонтированного на них технологического оборудования.

Автопоезда бывают с активным или пассивным приводом к колесам прицепа (полуприцепа). Автопоезд состоит из двух основных элементов, но бывают и многозвенные автопоезда.

Эксплуатация автопоездов ограничена рядом нормативных документов. Полные допустимые массы автопоездов в РФ зависят от числа мостов и до­пускаемых на них нагрузок. Полная максимальная масса автопоезда при пяти мостах составляет 40 т, при шести и более - 52 т., наибольшая ширина авто­поезда - 2,5 м. высота 4,0 м. Наибольшая длина двухзвенного автопоезда - 20 м, трехзвенного — 24 м.

Компоновочные схемы автопоездов показаны на рис.5.3.

Рис. 5.3. Компоновочные схемы автопоездов:а, в, д, з - двухзвенных; б, г, е, ж, и - трехзвенных.

Седельные автопоезда имеют преимущества перед прицепными. При той же грузоподъемности меньшая длина, отсутствие виляния, конструктивно проще и меньший коэффициент металлоемкости. Использование седельных автопоездов повышает коэффициент пробега, сокращает простои под погрузкой и разгрузкой и расширяет специализацию автопоездов. Номинальная грузоподъемность прицепного автопоезда выше, чем седельного на 10... 15 %. Перспективным является применение   прицепных автопоездов с минимальными зазорами между звеньями, с легкосъемными кузовами, унифицированными по присоединительным размерам к требованиям ИСО.

Повышение производительности автотранспортных средств связано с применением трехзвенных автопоездов. Они включают автомобиль-тягач и два прицепа или два полуприцепа. Второй полуприцеп используется с под-катной тележкой как прицеп.

Компоновка автопоездов обеспечивает необходимую грузовместимость кузовов при допустимой их полной массе. При этом сокращают расстояния между тягачом и прицепом за счет применения укороченных тягово-сцепных устройств. Уменьшают длину кабины при переносе спальных мест в надстройку над кабиной (полезная длина грузовой платформы увеличивается на 400...500 мм). Используют низкорамные прицепы, устанавливают низкопро­фильные шины с минимально возможным диаметром. Применяют полупри­цепы со ступенчатым полом, что увеличивает грузовое помещение у седельных автопоездов (рис. 5.4.).

 

Рис. 5.4. Схема путей повышения грузоподъемности магистральных автопоездов: а - применение укороченных тягово-сцепных устройств; б - перенос спальных мест в надстройку кабины; в — применение низкорамных прице­пов; г - применение полуприцепов со ступенчатым полом.