3. Конструктивные особенности тягачей автомобильных поездов
Тягачи
автопоездов подразделяются на автомобили-тягачи и седельные
тягачи. Автомобили-тягачи предназначены для буксировки прицепов. Они оборудованы
платформой или специализированным кузовом для перевозки грузов, тягово-сцепным
устройством, а также выводами для тормозного
привода и подключения электрооборудования прицепа. Седельные
тягачи предназначены для буксировки полуприцепов, оборудованы седельно- сцепным
устройством, а также пневмо- и электровыводами для
подключения тормозной системы и
электрооборудования полуприцепа (рис.
5.5.).
Рис.5.5. Автомобиль-тягач
КамАЗ-5460
В качестве
автомобилей-тягачей используются грузовые автомобили
в основном базовых и модифицированных
моделей, на шасси которых могут устанавливаться различные специализированные
кузова. Автомобили-тягачи могут отличаться от базовых моделей мощностью
двигателя и передаточными числами трансмиссии.
Седельные
тягачи, являясь модификациями базовых моделей общетранспортного
назначения, отличаются отсутствием собственного кузова
(на их
шасси монтируется седельно-сцепное устройство), укороченной базой, наличием
дополнительных топливных баков. Седельные тягачи также могут отличаться от
базовых моделей мощностью двигателя и передаточными числами трансмиссии.
Тягачи для
буксировки прицепов-тяжеловозов не являются модификацией
грузовых автомобилей и имеют оригинальную конструкцию.
Тягачи
компонуются по схемам «кабина за двигателем» и большая
часть по схеме «кабина над двигателем».
Кабина
современного тягача магистрального автопоезда обладает высокой прочностью,
надежностью, малой массой и рядом специальных требований по
назначению.
Кабина
оборудована по комплексу эстетических и эргономических
качеств:
спальное место, средства микроклимата, отдыха и сна водителей в рейсе.
Обтекаемая форма кабины влияет на тягово-скоростные свойства
и
топливную экономичность автопоезда на больших скоростях.
На многих
тягачах регулируется рулевое колесо по высоте и углу наклона,
имеется электроподогрев сидений, регулировки сиденья водителя
по высоте,
в продольном направлении, наклону спинки.
Вибронагруженность рабочего места водителя снижается при улучшении
амортизационных качеств сиденья, подрессоривания кабины и совершенствовании
подвески автомобиля.
Применяются прогрессивные пневмоподвески сиденья с автоматической
регулировкой упругих качеств в зависимости от массы водителя.
Улучшение
микроклимата в кабине на тягачах получено усилением теплоизоляции,
повышением мощности двигателей вентиляторов и рациональным распределением
поступающего воздуха. Введен независимый автономный
жидкостной подогреватель и система кондиционирования воздуха.
Хорошая
обзорность с рабочего места водителя достигается установкой передней
кабины, панорамного лобового стекла, увеличенных зеркал заднего
вида с
электроподогревом, которые управляются с места водителя.
Тягачи
оснащаются фарами с галогенными лампами и фарами-прожекторами,
которые обеспечивают уверенное и безопасное управление автопоездом
в условиях плохой видимости. Используются также противотуманные
фары. Контрольно-измерительные приборы обеспечивают водителя
полной
информацией о состоянии всех систем автомобиля. Приборы, обеспечивающую
безопасность движения, имеют дублирующую систему сигнализации
- световую и звуковую. На панели приборов устанавливается тахограф
для
автоматической записи режимов работы автопоезда за сутки.
Трудоемкость технического обслуживания автомобиля снижается при
установке
электронной системы бортового контроля. Она контролирует уровень охлаждающей
жидкости, масла в двигателе и в бачке гидравлического усилителя рулевого
управления, исправность ламп автомобиля.
Улучшены
условия дорожного быта водителей за счет установки спальных
мест, наличия холодильника вместимостью 10...
Трансмиссии магистральных тягачей содержат многоступенчатые коробки передач
(9... 13 или 16 ступеней). Начинают применяться главные одинарные гипоидные
передачи ведущих мостов взамен двойных.
В
конструкции передней подвески
применяются малолистовые рессоры с листами переменного продольного профиля в
сочетании со стабилизатором
поперечной
устойчивости.
Задние
подвески применяются рессорного типа. Подвеску второго и третьего мостов в
трехосных автомобилях-тягачах выполняют
балансирной,
что
обеспечивает равенство вертикальных нагрузок на их колеса.
Наибольшими преимуществами обладает пневматическая подвеска.
На
магистральных тягачах применяются дисковые и бездисковые колеса. Распространение
нашли дисковые колеса благодаря лучшему центрированию их относительно ступицы и
меньшему биению колес. Применение получают радиальные низкопрофильные
бескамерные шины, которые можно устанавливать без переделки конструкции
автомобиля.