Пожарные
аварийно-спасательные машины
- это
моторизованные
средства с оборудованием, предназначенные для использования
при тушении пожаров и ликвидации аварий и катастроф.
Их условно можно разделить
на следующие основные группы (рис. 9.1):
•
пожарные
машины;
•
специальные пожарные аварийно-спасательные автомобили;
•
вспомогательные пожарные
аварийно-спасательные автомобили;
•
инженерная техника;
•
аварийно-спасательные автомобили;
•
аварийно-спасательные автомобили целевого применения;
•
самолеты,
вертолеты;
•
суда,
катера;
•
аварийно-спасательный механизированный инструмент.
Кроме
указанной основной классификации пожарных аварийно-спасательных
автомобилей по назначению, имеются и другие методы классификации: по числу колес
и «колесной формуле», по полной массе, по
виду потребляемого топлива и др.
По
приспособленности
пожарных
аварийно-спасательных автомобилей к работе в разных дорожных условиях различают
автомобили обычной проходимости, предназначенные в основном для передвижения по
благоустроенным дорогам, повышенной
проходимости - по неблагоустроенным дорогам и высокой
проходимости - по бездорожью.
|
Рис.9.1. Классификация
пожарных аварийно-спасательных машин
На
вооружении подразделений МЧС находятся пожарные аварийно-спасательные
автомобили: ограниченной проходимости
- 4x2 - двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗиЛ-130, ГАЗ-53А),
повышенной проходимости - 4x4 -
двухосный автомобиль с двумя ведущими мостами
(ГАЗ-66), 6x4 - трехосный автомобиль с двумя ведущими мостами (КамАЗ-43105,
ЗиЛ-133 ГЯ), 6x6 - трехосный автомобиль со всеми ведущими мостами (ЗиЛ-131,
Урал-375) и высокой
проходимости - 8x8 -
четырехосный автомобиль со всеми ведущими осями (МАЗ-7310).
По полной
массе,
от которой
зависит количество вывозимых
огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения (ПТВ), оборудования и
боевого расчета, пожарные аварийно-спасательные автомобили (ПАСА)
подразделяются на следующие типы:
•
легкие -
до 6 т;
•
средние -
от 6 до 12 т;
•
тяжелые -
свыше 12 т.
По виду
потребляемого топлива ПАСА подразделяются на карбюраторные, дизельные,
газобаллонные и др.
В системе
МЧС для ПАСА введена
специальная маркировка, в
соответствии с которой показывается вид
автомобиля, главный параметр тактико-технической характеристики, его базовое
шасси, заводской номер модели (табл.9.1.).
Начальные
буквы марки автомобиля обозначают его вид,
цифры
после дефиса - главный параметр тактико-технической
характеристики, цифры в скобках - марка базового автомобиля.
Следующие за скобкой цифровые и
буквенные обозначения показывают модель
завода-изготовителя. При изменении конструкции отдельных специальных
агрегатов завод указывает новый номер
модели.
Таблица
9.1
Маркировка ПАСА
Марка |
Вид автомобиля |
Показатель |
Шасси |
Обозначение
серии
завода |
||
Наименование |
Обозначение |
Наименование |
Значение |
|||
АЦ-40(130)63Б |
Автоцистерна |
АЦ |
Подача
насоса |
40 л/с |
ЗиЛ-130 |
63Б |
АР-2(131)133 |
Автомобиль
рукавный |
АР |
Общая длина
напорных рукавов
d
= |
|
ЗиЛ-131 |
133 |
АСО-12(66)90А |
Автомобиль связи,
освещения |
АСО |
Мощность
генератора |
12 кВт |
ГАЗ-66 |
90А |
АЛ-30(131)Л22 |
Автолестница |
АЛ |
Длина лестницы
в полностью
выдвинутом
состоянии |
|
ЗиЛ-131 |
Л 22 |
АА-60(7310)160 |
Аэродромный
автомобиль |
АА |
Подача
насоса |
60 л/с |
МАЗ-7310 |
160 |
АГВТ-100(131)141 |
Автомобиль
газоводяного
тушения |
АГВТ |
Расход огне-тушащих
веществ |
100
кг/с |
ЗиЛ-131 |
141 |