10. Водопенные коммуникации

 

Водопенные коммуникации - это трубопроводы, краны, вентили, задвижки, клапаны, соединяющие лафетный ствол, цистерну и пенобак с пожарным насосом.

На рис. 9.21 показана принципиальная схема пожарной автоцистерны АЦ-40(131)137, находящейся на вооружении подразделений МЧС. Этот пожарный автомобиль имеет комбинированное управление водопенными коммуникациями: ручное и дистанци­онное с помощью пневмопривода (рис. 9.22).

Рис. 9.21. Принципиальная схема водопенных коммуникаций АЦ-40(131)137: 1 - трубопровод; 2 - пеносмеситель; 3 - заглушка; 4 - крестовина; 5 - вентиль; 6, 13 - клапаны; 7 - пенобак; 8 - вакуумный затвор; 9 - коллектор; 10 - цис­терна; 11 - распределительный клапан; 12 - лафетный ствол; 14, 15 - задвиж­ки; 16 - напорный патрубок; 17 - заглушка; 18 - всасывающий патрубок; 19 -пожарный насос; 20 - пресс-масленка смазки сальников; 21 - пробковый кран; 22 - струйный насос; 23 - дозатор

 

Рис. 9.22. Водопенные коммуникации АЦ-40(131)137А: 1 - пожарные головки с заглушками 070; 2 - напорные патрубки; 3 - трубопровод для всасывания пенообразователя; 4 - тахометр; 5 - заглушка; 6 - вентиль; 7 - пневмовентиль 032; 9 - гидрозамедлитель; 10, 12 - мановакуумметры; 11 - пневмовентиль; 13 - всасывающий трубопровод из цистерны; 14 - всасывающий патрубок; 15 -заглушка 0125;    16-пеносмеситель;   17 - пневмовентиль на лафетный ствол и цистерну

Дистанционное управление клапанами водопенных коммуникаций на АЦ-40(131)137 осуществляется с помощью пневмопривода (рис. 9.23).

Согласно схеме пневматический дистанционный привод работает следующим образом. Сжатый воздух из ресивера пневмопривода тормозной системы поступает по трубопроводам через клапан-ограничитель, разобщительный кран к золотниковым кранам I, II, III колонки управления. Если в тормозной системе давление воздуха будет ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2), то клапан-ограничитель перекрывает поступление сжатого воздуха к золотниковым кранам I, II, III колонки управления. С помощью разобщительного крана пневматический привод дистанционного управления при его неисправности отключается от тормозной системы автомобиля, и управление водопенными коммуника­циями будет выполняться вручную.

 

Рис. 9.23. Схема пневматического дистанционного привода: 1 - пенобак; 2, 8 -клапаны; 3,11- поршни; 4 - пружина; 5 - клапан ДУ-32; 6 - цистерна; 7 - кла­пан ДУ-80; 9 - клапан-распределитель; 10 - шток; 12 - баллон со сжатым воз­духом; 13 - клапан-ограничитель; 14 - разобщительный кран; 15 - золотник; 16-колонка управления; 17 - трубопровод включения «лафетный ствол»; 18 - трубопровод включения «цистерна»

 

Золотниковые краны обеспечивают: I - работу клапана ДУ-32 подачи пенообразователя от пенобака, II — работу клапана ДУ-80 подачи воды из цистерны в пожарный насос, III - работу крана-распределителя подачи воды из насоса в цистерну или ла­фетный ствол. На рисунке показана колонка управления, где краны I и II находятся в положении «отключено», а кран III -в положении Ц, когда вода поступает из пожарного насоса на заполнение цистерны.

Корпуса кранов I, II, III имеют четыре штуцера: А - для под­вода воздуха из пневмопривода тормозной системы; В - для подвода воздуха к клапанам 5, 7 и включения клапана-распределителя для подачи воды из насоса к лафетному стволу.