10. Водопенные коммуникации
Водопенные коммуникации - это трубопроводы, краны, вентили,
задвижки, клапаны, соединяющие лафетный ствол, цистерну
и пенобак с пожарным насосом.
На
рис. 9.21 показана принципиальная схема пожарной автоцистерны АЦ-40(131)137,
находящейся на вооружении подразделений
МЧС. Этот пожарный автомобиль имеет комбинированное
управление водопенными
коммуникациями: ручное и
дистанционное с помощью пневмопривода (рис. 9.22).
Рис. 9.21. Принципиальная
схема водопенных коммуникаций АЦ-40(131)137: 1 - трубопровод; 2 - пеносмеситель;
3 - заглушка; 4 - крестовина; 5 - вентиль;
6, 13 - клапаны; 7 - пенобак; 8
- вакуумный затвор; 9 - коллектор; 10 - цистерна;
11 - распределительный клапан; 12 - лафетный ствол; 14, 15 - задвижки;
16 - напорный патрубок; 17 - заглушка; 18 - всасывающий патрубок; 19 -пожарный
насос; 20 - пресс-масленка смазки сальников; 21 - пробковый кран;
22 - струйный насос; 23 - дозатор
Рис. 9.22. Водопенные коммуникации АЦ-40(131)137А: 1
- пожарные головки с заглушками 070; 2 - напорные патрубки; 3 - трубопровод для
всасывания пенообразователя; 4 - тахометр; 5 - заглушка; 6 - вентиль; 7 -
пневмовентиль 032; 9 - гидрозамедлитель; 10,
12 - мановакуумметры; 11 - пневмовентиль;
13 - всасывающий трубопровод из цистерны; 14
- всасывающий патрубок; 15 -заглушка 0125;
16-пеносмеситель; 17 -
пневмовентиль на лафетный ствол и
цистерну
Дистанционное управление клапанами водопенных коммуникаций
на АЦ-40(131)137 осуществляется с помощью пневмопривода (рис. 9.23).
Согласно
схеме пневматический дистанционный привод работает следующим образом. Сжатый
воздух из ресивера пневмопривода тормозной системы поступает по трубопроводам через
клапан-ограничитель, разобщительный кран к золотниковым кранам
I,
II,
III
колонки
управления.
Если в тормозной системе давление воздуха будет ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2),
то клапан-ограничитель перекрывает
поступление сжатого воздуха к золотниковым
кранам
I,
II,
III
колонки управления. С помощью разобщительного крана пневматический привод
дистанционного
управления при его неисправности отключается от тормозной системы автомобиля, и
управление водопенными коммуникациями
будет выполняться вручную.
Рис. 9.23. Схема пневматического дистанционного
привода: 1 - пенобак; 2, 8 -клапаны; 3,11-
поршни; 4 - пружина; 5 - клапан ДУ-32; 6 - цистерна; 7 - клапан ДУ-80; 9 -
клапан-распределитель; 10 - шток; 12 - баллон со сжатым воздухом;
13 - клапан-ограничитель; 14 - разобщительный кран; 15 - золотник;
16-колонка управления; 17 - трубопровод
включения «лафетный ствол»; 18 - трубопровод включения «цистерна»
Золотниковые краны обеспечивают:
I -
работу клапана ДУ-32
подачи пенообразователя от пенобака,
II
— работу
клапана
ДУ-80
подачи воды из цистерны в пожарный насос,
III
- работу
крана-распределителя подачи воды из насоса в цистерну или лафетный
ствол. На рисунке показана колонка управления, где
краны
I и
II
находятся в положении «отключено», а кран
III
-в
положении Ц, когда вода поступает из пожарного насоса на заполнение цистерны.