12. Обеспечение эксплуатации пожарных автомобилей
Эксплуатация ПАСА, находящегося в боевом расчете, состоит
из двух основных периодов (режимов): ожидания и боевой работы при тушении пожара
или ликвидации аварии, катастрофы.
Основную часть времени ПАСА находятся в режиме ожидания в
полной боевой готовности и
технически исправном состоянии. В режиме
ожидания агрегаты автомобиля имеют температуру,
равную температуре воздуха в гараже. В этом режиме
выполняются работы водительским и личным составом боевых
расчетов по техническому обслуживанию
автомобилей и ПТВ при смене караулов,
а также в течение дежурных суток.
При
ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) производится
проверка двигателя, тормозной системы, рулевого управления, насосной установки и
других систем, агрегатов и узлов.
В зависимости от марки ПАСА разрешается
выполнять проверку с пуском двигателя.
Перед
выездом к месту вызова по тревоге
двигатель
ПАСА после
пуска работает на максимальных оборотах с целью
его
прогрева, а также заполнения воздухом пневмопривода тормозной системы. Особенно
продолжительное время он работает при наличии базового шасси, оборудованного
тормозной системой с пружинными энергоаккумуляторами (КамАЗ), так как ее
конструктивное исполнение требует перед выездом автомобиля
заполнения
воздухом ресиверов до давления не ниже 4 кгс/см2.
При
выезде из гаража
все
основные агрегаты и системы базового
шасси автомобиля начинают работать при максимальной нагрузке без
предварительного прогрева до оптимальной температуры.
Большую часть времени агрегаты ПАСА при следовании
к месту вызова эксплуатируются в режиме прогрева. Двигатель
при этом может развивать только 30-80 % максимальной мощности, а трансмиссия, ее
агрегаты имеют крайне низкий коэффициент полезного действия вследствие большой
величины вязкостного трения применяемых масел. Установлено, что при
форсированном движении ПАСА к месту вызова его средняя скорость в 1,2-1,5 раза
превышает скорость движения обычного грузового транспорта. Водители ПАСА для
обеспечения безопасности
движения вынуждены применять торможение в 3—5 раз
чаще по
сравнению с обычным транспортом. Вследствие этого двигатель,
тормозная система,
рулевое управление,
ходовая часть и
другие агрегаты ПАСА работают в напряженном режиме,
подвергаясь интенсивному износу. В процессе эксплуатации ПАСА в сельской
местности (при движении по неблагоустроенным, проселочным дорогам и по
бездорожью) агрегаты и в первую
очередь двигатель эксплуатируются в неблагоприятных условиях. Работа двигателя в
пыльных условиях способствует абразивному
износу цилиндропоршневой группы, подшипников
коленчатого вала и других сопряжений.
Рулевое управление, тормозная система,
ходовая часть также постоянно работают
в напряженном режиме, что ведет к интенсивному изнашиванию
деталей. Поэтому требуются более частые
регулировки, проведение моечных, очистных и смазочных работ.
При боевом
развертывании
ПАСА
устанавливают в зависимости
от его назначения на водоисточник или в боевую позицию
для выполнения необходимой работы. В отдельных случаях
возможно
преодоление участков бездорожья, подъемов с повышенным сопротивлением дороги при
работе агрегатов автомобиля с максимальной нагрузкой.
Надежная
работа ПАСА в стационарном режиме по подаче
огнетушащих веществ, функционированию механизмов автолестницы, коленчатого
подъемника, генератора для питания механизированного
инструмента и других механизмов в основном
зависит
от технического состояния двигателя внутреннего сгорания. В процессе его
продолжительной работы необходимо контролировать температурный режим системы
охлаждения и давление масла в системе смазки. Нарушение указанных режимов работы
двигателя может привести к его преждевременному
выходу из
строя.
На
пожарных автомобилях для обеспечения температурного режима системы охлаждения
двигателя предусмотрена конструкция
дополнительного охлаждения. При продолжительной по
времени
стационарной работе для обеспечения оптимального
температурного режима двигателя
требуется квалифицированное применение
дополнительного охлаждения, постоянный контроль
за его функционированием.