1.  Автомобили воздушно-пенного тушения

 

Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (АВ) предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ и подъемных устройств для подачи пены в вертикальные резервуары и тушения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

АВ применяются в основном для тушения горящей нефти, нефтепродуктов, лакокрасочных материалов на нефтехимических заводах, складах и нефтебазах.

Рис. 10.1. Дозатор-смеситель     Для подачи дозированного количества пенообразователя и получения эмульсии в них применяются переносные пеносмесители и дозаторы-смесители. На рис. 10.1 показано устройство дозатора-смесителя, который состоит из корпуса-трубы 1. К не­му с обеих сторон приварены по две трубы 2 под углом 90° с со­единительными головками. В средней части корпуса приварена труба с соединительной головкой и дозирующей вставкой 3. Давление подаваемого в дозатор-смеситель пенообразователя контролируется манометром 4.

 

Применение такого дозатора-смесителя может обеспечить, исходя из пропускной способности рукавных линий, работу не более шести ГПС-600. При тушении крупных пожаров применятся дозатор-смеситель большей производи­тельности (рис. 10.2).

 Рис. 10.2. Дозатор-смеситель большей производительности

 

Этот дозатор-смеситель имеет корпус-трубу 1  диаметром 150 мм с за­крепленными на концах соединительными головками такого же диаметра. Дозирующая вставка в соединительной головке 3 рассчитана на работу 12-ти ГПС-600.

Многие годы серийно выпускались пожарные автомо­били воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50 (рис. 10.3), которые, как правило, унифицируются с пожарными автоцистернами АЦ-40(375)Ц1. Эти автомобили (АВ) дополнительно оснащались оборудованием, обеспечивающим необходимые конструктивные и тактико-технические требования. На данном АВ установлены: цистерна для пено­образователя вместимостью 4000 л, лафетный ствол над кабиной водителя производительностью по пене 25 м3/мин с дистанци­онным управлением. В автомобиле вывозится шесть пеногенераторов ГПС-600, шесть рукавов 077 мм, два пеноподъемника и другое пожарное оборудование.

В настоящее время ОАО «Пожтехника» выпускаются АВ-20(53213)ПМ-525 (рис. 10.3) и АВ-40(53213).

Рис. 10.3. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50 и АВ-20(53213)ПМ-525

 

Данные автомобили отличаются только пожарными насосами: на АВ-40(53213) установлен ПН-40У, а на АВ-20(53213)ПМ-525 насос ПН-1200ПА. Основные тактико-технические характеристики этих АВ: базовое шасси - КамАЗ-53213:

полная масса автомобиля - 18225 кг;

боевой расчет, включая водителя, - 3 человека;

максимальная скорость движения - 80 км/ч;

мощность двигателя - 154,4 кВт ( 210 л. с.);

емкость цистерны для пенообразователя - 7000 л;

габаритные размеры:
длина-8100 мм;
ширина - 2500 мм;
высота - 3200 мм.

Практически любую пожарную автоцистерну можно оборудовать под АВ.

Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения при боевой работе по подаче пены используется совместно с пожарными автоцистернами, насосно-рукавными, насосными станциями. При подаче пены на высоту могут применяться автолестницы и коленчатые подъемники.