2. Автомобили порошкового тушения

 

Рис. 10.4. Автомобили порошкового тушения АП-5(53213)196 и АП-5(55213)

Автомобили порошкового тушения (рис. 10.4) (АП) предназначены для тушения пожаров на объектах химической, нефтяной и нефтепе­рерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и воздушных судах аэрофлота. Они служат для доставки к месту пожара личного состава, пожарного оборудования, огнетушащих веществ и подачи в очаг пожара огнетушащего порошка через лафетный или ручные стволы.

Устройство пожарного автомобиля порошкового тушения АП-5(53213)196 показано на рис. 10.5.

Рис. 10.5. Устройство пожарного автомобиля порошкового тушения АП-5(53213)196: 1 - лафетный ствол; 2 - дополнительное электрооборудова­ние; 3 - огнетушитель ОУ-2; 4 - вакуумная установка;

5 - коммуникации; 6 -система пневмоуправления; 7 - кузов; 8 - цистерна; 9 - люк; 10 - заглушка; 11 - отсек для шланга для транспортирования порошка; 12 - шланг для откач­ки воздуха; 13 - шасси; 14 - металлический хомут

Автомобиль оснащен коммуникациями, которые служат для подачи сжатого газа в цистерну с огнетушащим порошком и вы­дачи смеси порошка с газом через сифоны в лафетный и два ручных ствола в очаг пожара. На рис. 10.6 представлена принципиальная схема коммуникаций высокого давления.

                                                                       2             3         2

Рис. 10.6. Принципиальная схема коммуникаций высокого давления

В коммуникации высокого давления входят: десять баллонов 2 со сжатым газом, коллектор высокого давления 4, предохранительный клапан 1, манометр 5, вентиль (ДУ) 6 газовый фильтр 7. Каждый баллон (емкость - 50 л, рабочее давление - 15 МПа) оснащен вентилем 3 и подсоединен к коллектору высокого давления. На коллекторе имеются места для установки предохранительного клапана высокого давления, манометра и штуцера для заправки баллонов сжатым газом.

На входе трубопровода перед редуктором установлен газовый фильтр, предназначенный для очистки сжатого воздуха от возможных механических примесей.

Принципиальная схема коммуникаций низкого давления дана на рис. 10.7. Редуктор 16 марки АР-112 предназначен для понижения давления газа до рабочего (0,4 МПа) и автоматического его поддерживания. Коллектор низкого давления 1 служит для распределения газа, поступающего от редуктора давления к потребителям.  

 

 

 

 


Рис. 10.7. Принципиальная схема коммуникаций низкого давления

 

На коллекторе установлены два предохранительных клапана 12 для обеспечения защиты коллектора и цистерны при неисправном редукторе.

Коллектор низкого давления соединен с цистерной трубо­проводом 040 мм и перекрывается шаровым краном 4. Для из­мерения давления воздуха перед пуском установки в работу к коллектору подсоединен мановакуумметр 6. Подвод воздуха для продувки рукавных линий и лафетного ствола с целью удаления из них остатков порошка в конце работы осуществляется также от коллектора низкого давления по специальным трубам. При продувке трубопроводов необходимо открыть три шаровых крана 15 ДУ-25 (один - для лафетного ствола 7 и два - для руч­ных стволов 9). Подача порошка из цистерны в лафетный ствол производится сифоном и трубопроводом 0125 мм с открытием шарового крана ДУ-125. Стравливание воздуха из цистерны после окончания работы, а также откачка его при загрузке порошка в цистерну выполняются по специальному трубопроводу, который соединяет внутреннюю полость цистерны с атмосферой через фильтр 11. При этом необходимо открыть задвижку 4 ДУ-40 и стравить воздух через штуцер 5. К трубопроводу для стравливания воздуха подсоединены два мановакуумметра 6 с целью определения избыточного давления и разрежения в цистерне. Один мановакуумметр установлен на панели лафетного ствола, а другой - на панели в баллоном отсеке. Ручки управления шаровыми кранами подачи порошкового состава в рукавные линии, подачи воздуха в цистерну, продувки лафетного и ручных стволов, а также ручка крана выпуска воздуха из цистерны выведены на щит управления.

Рис. 10.8. Принципиальная схема пневмоуправления

Для управления клапанами служит система пневмопривода базового шасси (рис. 10.8). Она состоит из цилиндра двустороннего действия 1, который обеспечивает работу крана ДУ-125 выдачи порошка в лафетный ствол, клапана-ограничителя 5, двух электропневматических вентилей 2, крана 3, коллектора 4 и трубопроводов. Электропневмовентили, клапан-ограничитель и кран находятся на коллекторе в блоке в переднем правом отсеке кузова. Сжатый воздух в систему пневмоуправления поступает из ресивера 6 пневмопривода тормозной системы шасси автомобиля через клапан-ограничитель, который отрегулирован на давление 0,55 МПа. При падении давления ниже указанного он отключает подачу воздуха в систему пневмоуправления. 

АП имеет дополнительное электрооборудование: светопроблесковые маяки, аппаратуру связи, плафоны освещения отсеков, электропневмовентили, датчики и сигнальные лампы.

Процесс работы АП следующий. При подаче сжатого воздуха по трубопроводам под аэроднище в объеме повышается дав­ление с образованием на всей поверхности псевдосжиженного, или «кипящего», слоя. Этот процесс заканчивается образованием смеси «газ-порошок» во всем сосуде. При открывании соответствующих кранов смесь под давлением легко перемещается по трубам и шлангам к ручным или лафетному 7 стволам.

Для механизированной загрузки цистерны порошком предназначена специальная вакуумная установка. Она состоит из ротационного вакуум-насоса и электродвигателя, смонтированных на общем основании. К фланцу всасывающего патрубка насоса при помощи муфты подсоединен гибкий шланг для откачки воздуха. При включении вакуумной установки воздух будет отсасываться из цистерны через рукавный фильтр в атмосферу. В этом случае в цистерне будет создаваться разрежение. К штуцеру в крышке люка подсоединяется шлаг, второй конец которого опускается в мешок с порошком. Под действием разрежения порошок из мешка будет подсасываться вместе с воздухом и транспортироваться в цистерну.