4. Пожарные аэродромные автомобили

Пожарные аэродромные автомобили (АА) предназначены для доставки боевого расчета, ПТВ, огнетушащих веществ и средств пожаротушения к месту аварии с целью тушения пожаров в самолетах и вертолетах, сопровождавшихся горением авиационного топлива, конструкционных и отделочных материалов. АА применяются также для тушения других объектов аэродромов и аэропортов. АА, помимо доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, огнетушащих веществ и необходимого оборудования, обеспечивают также выполнение следующих задач:

подачу воды из цистерны, открытого водоема или водопровода;

подачу  воздушно-механической  пены с использованием пенообразователя из собственной или посторонней емкости;

   тушение огнетушащим бромэтиловым и порошковым составом;

   проведение работ по вскрытию конструктивных элементов воздушного судна с целью обеспечения эвакуации из зоны аварии пассажиров и членов экипажа, а также для ликвидации горения.

В зависимости от назначения АА подразделяются на старто­вые и основные.

Стартовые АА используются для несения службы на стар­товой полосе аэродрома с целью спасания пассажиров и экипажа из аварийной зоны, тушения пожара и выполнения работ по вскрытию конструкций самолета.

Основные АА предназначены для тушения развившихся пожаров самолетов, зданий и сооружений на аэродроме и в аэропорту. Пожарные аэродромные автомобили (рис. 10.11) и (рис. 10.12) по своим тактико-техническим характеристикам могут использоваться в качестве как стартовых, так и основных.

 

 

Рис. 10.11. Автомобиль пожарный аэродромный АА-40(43105)189

 

   Рис. 10.12. Автомобиль пожарный аэродромный АА-5,3/40(4310)

 

АА-40(43105)189 - автомобиль повышенной проходимости с «колесной формулой» 6x6 (рис. 10.13), оборудованный  цистерной с термоизоляцией, пожарным насосом, пенобаком, кабиной во­дителя на три места, цельнометаллическим кузовом, лафетным стволом, подбамперными насадками HPI-5 с пеногенераторами ГПС-600, составляющими установки УПТС-3, порошковой установкой УП-250, пожарным оборудованием и ПТВ.

Рис. 10.13. Устройство пожарного аэродромного автомобиля АА-40(43105)189: 1 - лафетный ствол; 2 - площадка лафетчика; 3 - топливный бак; 4 - дополни­тельное электрооборудование; 5 - кузов; 6 - пожарное оборудование; 7 - по­жарный насос; 8 - пенобак; 9 - система управления; 10 - система электрообог­рева; 11 - ложемент; 12 - цистерна; 13 - трансмиссия; 14 - вакуумная система; 15 - панель; 16 - установка порошковая УП-250; 17-система гидропривода; 18 - шасси; 19 - установка УПТС-3; 20 - кабина водителя

 На автомобиле имеется дистанционное управление работой лафетного ствола с гидроприводом, подбамперных насадок и пеногенераторов, а также водопенных коммуникаций насосной установки с помощью пневмопривода.

К      основным      аэродромным      автомобилям      относятся также автомобили, представленные на рис. 10.14 и 10.15.

 

 

 

 

Рис. 10.14. Пожарный аэродромный автомобиль

АА-60(7310)160.01

 

 

 

 

Рис.10.15. Пожарный аэродромный автомобиль

АА-15/80-100/3 (МЗКТ-790912)

 Автомобиль АА-60(7310)160.01 изготовлен на базовом шасси МАЗ-7310 с «колесной формулой» 8x8, оборудован двумя цистернами: для воды - вместимостью 12000 л и для пенообразователя - 900 л. В заднем отсеке на специальной раме установлен автономный двигатель ЗиЛ-375 для привода центробежного пожарного насоса ПН-60.

Пожарный насос ПН-60 (рис. 10.16) имеет некоторые конструктивные отличия от ПН-40УА: увеличенные размеры рабочего колеса и корпуса насоса; наличие направляющего аппарата с шестью отводными каналами; на валу установлено дополнительное предвключенное колесо. Направляющий аппарат устраняет радиальные нагрузки на вал насоса, а предвключенное колесо обеспечивает лучшую работу пожарного насоса.

Рис. 10.16. Устройство пожарного насоса ПН-60: 1 - муфта фланца; 2 - вал; 3 -червяк привода спидометра; 4 - кольцо; 5 - проставка корпуса; 6, 8 - подшип­ники; 7 - щуп; 9 - штуцер; 10 - шланг; 11 - рабочее колесо; 12 - направляю­щий аппарат; 13 - корпус; 14 - крышка корпуса насоса; 15, 16, 20, 23 - уплотнительные кольца; 17 - предвключенное колесо; 18 - стопорная шайба; 19 -гайка; 21-сливной краник; 22 - прокладка; 24-манжета; 25 - уплотнительный стакан; 26 - стопорное кольцо; 27 - крышка; 28 - сальник

 Двигатель ЗиЛ-375, кроме своей системы охлаждения, имеет дополнительное охлаждение с подачей воды от пожарного насоса в теплообменник.

Комбинированный лафетный ствол (рис. 10.17) с гидроприводом состоит из самого ствола, закрепленного на патрубке, и гидроцилиндров поворота и подъема. Переключение золотника на подачу воды или пены, а также фиксация его в необходимом положении выполняется рукоятками 2 и 3 вручную или с применением дистанционного управления пневмоцилидрами 11 и 12.

Дистанционное управление лафетным стволом осуществля­ется с помощью гидропривода от гидроусилителя рулевого управления, которое поставляется вместе с двигателем ЗиЛ-375.

Рис. 10.17. Устройство комбинированного лафетного ствола с гидроприводом (вид сбоку): 1 - труба; 2 - рукоятка переключения золотника; 3 - рукоятка фиксации золотника; 4 - гидроцилиндр подъема; 5, 6 - маховички; 7 - гидро­цилиндр поворота; 8 - корпус; 9 - патрубок; 10 - лафетный ствол ЛС-60; 11 –пневмоцилиндр фиксации золотника; 12 - пневмоцилиндр переключения зо­лотника, 13 - мановакуумметр

 Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках са­молета, кабинах, подкапотном пространстве, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобиль оборудован двумя установками СЖБ-50 (состав жидкостный бромэтиловый емкостью 50 л) и порошковым огнетушителем ОП-100.

Для вскрытия фюзеляжа и других конструктивных элементов самолетов автомобиль укомплектован двумя дисковыми пилами ПДС-400.

Все комплектующее оборудование размещено в отсеках кузова, насосном отсеке, на крыше автомобиля и надежно закреплено специальными зажимами, обеспечивающими быстрый и удобный его съем.