4. Пожарные аэродромные автомобили
Пожарные
аэродромные автомобили (АА) предназначены
для
доставки боевого расчета, ПТВ, огнетушащих веществ
и средств
пожаротушения к месту аварии с целью тушения пожаров в самолетах и вертолетах,
сопровождавшихся горением авиационного топлива, конструкционных и отделочных
материалов. АА применяются также для тушения других объектов
аэродромов
и аэропортов. АА, помимо доставки к месту пожара
боевого расчета, ПТВ, огнетушащих веществ и необходимого
оборудования, обеспечивают также выполнение следующих
задач:
•
подачу воды из цистерны, открытого
водоема или водопровода;
•
подачу
воздушно-механической пены с
использованием пенообразователя из собственной или посторонней емкости;
•
тушение
огнетушащим бромэтиловым и порошковым составом;
•
проведение работ по вскрытию конструктивных элементов
воздушного судна с целью обеспечения
эвакуации из зоны аварии пассажиров и
членов экипажа, а также для ликвидации горения.
В
зависимости от назначения АА подразделяются на стартовые
и основные.
Стартовые АА
используются для несения службы на стартовой
полосе аэродрома с целью спасания пассажиров и экипажа
из аварийной зоны, тушения пожара и
выполнения работ по вскрытию
конструкций самолета.
Основные
АА
предназначены для тушения развившихся пожаров
самолетов, зданий и сооружений на аэродроме и в аэропорту.
Пожарные аэродромные автомобили
(рис. 10.11) и (рис. 10.12) по своим
тактико-техническим характеристикам могут использоваться в качестве как
стартовых, так и основных.
Рис. 10.11.
Автомобиль пожарный аэродромный АА-40(43105)189
АА-40(43105)189 - автомобиль повышенной проходимости с
«колесной
формулой» 6x6 (рис. 10.13), оборудованный
цистерной с термоизоляцией, пожарным насосом, пенобаком, кабиной водителя
на три места, цельнометаллическим кузовом, лафетным стволом, подбамперными
насадками
HPI-5
с пеногенераторами
ГПС-600,
составляющими установки УПТС-3, порошковой установкой
УП-250, пожарным оборудованием и ПТВ.
Рис. 10.13. Устройство пожарного аэродромного
автомобиля АА-40(43105)189: 1 - лафетный
ствол; 2 - площадка лафетчика; 3 - топливный бак; 4 - дополнительное
электрооборудование; 5 - кузов; 6 - пожарное оборудование; 7 - пожарный насос;
8 - пенобак; 9 - система управления; 10 - система электрообогрева;
11 - ложемент; 12 - цистерна; 13 - трансмиссия; 14 - вакуумная система;
15 - панель; 16 - установка порошковая
УП-250; 17-система гидропривода; 18 - шасси; 19 - установка УПТС-3; 20 -
кабина водителя
К
основным
аэродромным
автомобилям
относятся также автомобили, представленные на
рис.
10.14 и 10.15.
Рис. 10.14. Пожарный
аэродромный автомобиль
АА-60(7310)160.01
Рис.10.15. Пожарный
аэродромный автомобиль
АА-15/80-100/3 (МЗКТ-790912)
Пожарный
насос ПН-60 (рис. 10.16) имеет некоторые конструктивные
отличия от ПН-40УА: увеличенные размеры рабочего
колеса и
корпуса насоса; наличие направляющего аппарата с
шестью
отводными каналами; на валу установлено дополнительное
предвключенное колесо. Направляющий аппарат устраняет радиальные нагрузки на вал
насоса, а предвключенное колесо
обеспечивает лучшую работу пожарного насоса.
Рис. 10.16. Устройство
пожарного насоса ПН-60: 1 - муфта фланца; 2 - вал; 3 -червяк привода спидометра;
4 - кольцо; 5 - проставка корпуса; 6, 8 - подшипники;
7 - щуп; 9 - штуцер; 10 - шланг; 11 - рабочее колесо; 12 - направляющий
аппарат; 13 - корпус; 14 - крышка корпуса насоса; 15, 16, 20, 23 - уплотнительные
кольца; 17 - предвключенное колесо; 18 - стопорная шайба; 19 -гайка;
21-сливной краник; 22 - прокладка; 24-манжета; 25 - уплотнительный
стакан; 26 - стопорное кольцо; 27 - крышка; 28 - сальник
Комбинированный лафетный ствол (рис. 10.17) с гидроприводом состоит из самого
ствола, закрепленного на патрубке, и гидроцилиндров
поворота и подъема. Переключение золотника на
подачу
воды или пены, а также фиксация его в необходимом положении выполняется
рукоятками 2 и 3 вручную или с применением
дистанционного управления пневмоцилидрами 11 и 12.
Дистанционное управление лафетным стволом осуществляется с помощью гидропривода
от гидроусилителя рулевого
управления, которое поставляется вместе с двигателем ЗиЛ-375.
Рис.
10.17. Устройство комбинированного лафетного ствола с гидроприводом
(вид сбоку): 1 - труба; 2 - рукоятка
переключения золотника; 3 - рукоятка
фиксации золотника; 4 - гидроцилиндр
подъема; 5, 6 - маховички; 7 - гидроцилиндр поворота; 8 - корпус; 9 - патрубок;
10 - лафетный ствол ЛС-60; 11 –пневмоцилиндр
фиксации золотника; 12 - пневмоцилиндр переключения золотника,
13 - мановакуумметр
Для
вскрытия фюзеляжа и других конструктивных элементов самолетов автомобиль
укомплектован двумя дисковыми пилами
ПДС-400.
Все
комплектующее оборудование размещено в отсеках кузова,
насосном отсеке, на крыше автомобиля и надежно закреплено
специальными зажимами, обеспечивающими быстрый и
удобный
его съем.