1. Назначение и общая характеристика

 

Автопоезда для длинномерных грузов предназначены для перевозки леса, труб, сортового металла различных профилей и строительных железобетонных конструкций (плит, панелей, балок, сантехкабин и др.). Такие грузы имеют очень большую длину, которая может достигать 50 м.

Различают автопоезда для перевозки лесоматериалов, металлопроката, труб, железобетонных изделий, тяжелых неделимых грузов.

Лесовозные автопоезда предназначены для транспортировки леса в хлыста по лесовозным и дорогам общей сети. На вывозке леса автопоезда эксплуатируются на зимниках и лежневых дорогах. Длина перевозимых хлыстов достигает 30...32 м. Лесовозные автопоезда используются для перевозки пиломатериалов в сортиментах длиной 2...6 м с лесоскладов к потребителям пиломатериалов (рис.7.1.). Щеповозы доставляют щепу с мест переработки древесины к предприятиям деревообрабатывающей и мебельной промышлен­ности.

 

 

 

Рис.7.1. Лесовозный автопоезд 

Автопоезда для перевозки металла транспортируют различные виды длинномерного сортового металлопроката от крупных металлобаз до складов потребителей (рис.7.2.).

 

 Рис.7.2. Автопоезд для перевозки металла

        Автопоезда для перевозки труб делятся на трубовозы (рис 7.3.) для перевозки труб длиной до 12 м и трубоплетевозы для перевозки труб длиной до 36м. Такие автопоезда используются в местах сооружения магистральных газо- и нефтепроводов на дорогах общей сети, и вне дорог вдоль сооружаемы трасс, на зимниках и лежневых дорогах.

 

 Рис.7.3. Автопоезд для перевозки труб

 

  Автопоезда для перевозки железобетонных изделий транспортируют различные строительные конструкции с заводов железобетонных изделий на строительные площадки. Различные панеле- и фермовозы применяются в за­висимости от типа перевозимых строительных конструкций (рис.7.4.).

 

 

Рис.7.4. Автопоезд для перевозки железобетонных изделий

  Автопоезда для перевозки тяжелых неделимых грузов приспособлены для перевозки крупногабаритных и тяжелых машин, станков, энергетического оборудования, больших емкостей и других грузов, транспортировка которых не может осуществляться автотранспортными средствами общего назначения. В состав таких автопоездов входят как тягачи с прицепами, так и седельные тягачи с полуприцепами.

Перевозимый груз на таких автотранспортных средствах опирается на коники, расположенные на тяговом автомобиле и прицепе, он является и связующим звеном автопоезда.

Автопоезда для перевозки тяжеловесных длинномерных грузов должны обладать хорошей проходимостью, маневренностью, высокими тягово-динамическими качествами.

Необходимые требования обеспечиваются созданием полноприводных автомобилей, использованием широкопрофильных и арочных шин, прицепов с активными осями, специальных устройств управления колесами прицепов- роспусков или многоосных полуприцепов, эффективных подогревателей двигателей и отопителей кабин.

Одноосный прицеп-роспуск для перевозки длинномерных грузов (рис. 7.5, в) имеет раму 5 с дышлом 1, на которой установлен поворотный коник 4 со стойками 2. Поворотный коник состоит из двух частей (подушек), одна из которых неподвижно закреплена на раме, а другая (поворотная) соединена с ней шкворнем, кото­рый обеспечивает ее поворот.

Рис. 7.5. Прицепы-роспуски для перевозки длинномерных грузов: а — одноосный; б — двухосный; в — схема одноосного прицепа; 1 — дышло; 2- стойка; 3 — цепи; 4 — коник; 5 — рама.

Стойки коника шарнирно соединены с его поворотной частью и удерживаются в вертикальном положении цепями 3, которые охватывают стойки с наружной стороны, образуя раскосы.

Колеса прицепа-роспуска могут быть как неуправляе­мыми, так и управляемыми. Управляемые колеса устанавливают на прицепах-роспусках, предназначенных для перевозки грузов длиной более 20 м.

Рис. 7.6. Транспортировка порожнего прицепа-роспуска на автомобиле-лесовозе

Прицепы-роспуски могут иметь складывающиеся дышла, что позволяет транспортировать их в порожнем состоянии на самих автомобилях-тягачах (рис. 7.6). Перевозка порожнего прицепа-роспуска на автомобиле-тягаче позволяет уменьшить длину автопоезда, увеличить среднюю скорость движения, улучшить плавность хода автомобиля-тягача без груза и его маневренность, а также уменьшить износ шин прицепа-роспуска.