Трубовозы
используются для перевозки одной или нескольких отдельных
труб. В
состав автопоезда входит автомобиль-тягач и прицеп-роспуск или седельный
полуприцеп.
Трубоплетевозы предназначены для перевозки плетей из нескольких сваренных
труб. В состав автопоезда включают: автомобиль-тягач и прицеп-роспуск;
автомобиль-тягач и прицеп. Аналогично комплектуются автопоезда
в составе
седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.
Трубоплетевозы бывают с ведомыми осями прицепных средств или ведущими
мостами с приводом от тягача.
Перевозимые трубы закрепляются на кониках трубоплетевозов. Ряд моделей
трубоплетевозов саморазгружающиеся за счет оборудования их опрокидывающими
устройствами.
На рис.7.10
показан трубовоз с колесной формулой 8x8 грузоподъемностью 15 т. для перевозки
труб длиной до
Рис 7.10. Трубовоз МАЗ-7910:
1 — предохранительный щит; 2
— коники; 3- подрамник;
4 --рама.
Полуприцепы, используемые для перевозки труб в составе автопоездов-трубовозов,
те же что и для перевозки металлопроката.
Промышленностью серийно выпускаются трубоплетевозы на
базе
полноприводных автомобилей с двухосными прицепами-роспусками.
Для
трубоплетевозов грузоподъемностью от 8 до 25 т в качестве автомобилей-тягачей
используются трехосные автомобили, а при большей
грузоподъемности - четырехосные.
Высокая
проходимость этих автопоездов позволяет использовать их для эксплуатации
в тяжелых дорожных условиях (движение по грунту, песку, снежной
целине).
У
автомобилей МАЗ-543, МАЗ-7310 и МАЗ-537 два передних моста
управляемые. Автомобили оснащены
V-образными
12-цилиндровыми дизельными
двигателями. Трансмиссия автомобиля включает гидротрансформатор, планетарную
трехступенчатую механическую коробку, раздаточную коробку, главные передачи
ведущих мостов, межосевые и межколесные дифференциалы и планетарные колесные
редукторы. Подвеска всех колес - независимая, рычажно-торсионная. Тормозная
система однопроводная, тормоза колодочные, привод механизмов пневмогидравлический.
Полноповоротный коник автомобиля-тягача опирается на основание подрамника,
установленного на раму автомобиля. Коник с основанием надрамника соединен с
помощью цилиндрического шкворня.
Повышение грузоподъемности автопоездов-трубоплетевозов
обеспечивается увеличением числа мостов (осей). Маневренность на прицепах и
полуприцепах обеспечивается поворотными устройствами при наличии на них трех и
более осей. Для этого применяются самоустанавливающиеся задние поворотные оси.
Способы разгрузки трубоплетевозов разнообразны. Некоторые
приведены на рис 7.11.
Рис. 7.11. Способы разгрузки
саморазгружающихся трубоплетевозов:
а —г- на боковую сторону; д
-методом опускания; е— назад (за прицеп-роспуск).
Распространенными являются решения
с использованием способа боковой разгрузки. Применяются гидравлические
опрокидывающие устройства и
механические лебедки с канатами.
Найдено
решение для перевозки и разгрузки секций труб массой до 18 т, длиной до 36м на
трубоплетевозе СПЛ-20. Он состоит из шасси КрАЗ-255Б и двухосного
прицепа-роспуска. Рама этого роспуска (рис 7.12.) имеет возможность
раздвигаться в продольном направлении в результате перемещения
верхней
полурамы 2 по роликам, установленным на нижней полураме 1. На верхней полураме
смонтированы два неповоротных коника 5 и направляющие балки 4 для качения по
ним предохранительной тележки 3.
Для саморазгрузки трубоплетевоза производится сближение
автомобиля-тягача и прицепа-роспуска. Это сопровождается вначале перемещением
полурамы 3 относительно прицепа-роспуска
до опускания ее задним концом на грунт.
Рис.
7.12. Прицеп - роспуск трубоплетевоза:
1 — нижняя полурама; 2 — верхняя полурама; 3 —
предохранительная тележка; 4 — направляющая
балка; 5 — неповоротный коник; б
-
гидродомкрат.