5. Автопоезд для перевозки труб

 

Трубовозы используются для перевозки одной или нескольких отдельных труб. В состав автопоезда входит автомобиль-тягач и прицеп-роспуск или се­дельный полуприцеп.

Трубоплетевозы предназначены для перевозки плетей из нескольких сваренных труб. В состав автопоезда включают: автомобиль-тягач и прицеп-роспуск; автомобиль-тягач и прицеп. Аналогично комплектуются автопоезда в составе седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.

Трубоплетевозы бывают с ведомыми осями прицепных средств или ведущими мостами с приводом от тягача.

Перевозимые трубы закрепляются на кониках трубоплетевозов. Ряд моделей трубоплетевозов саморазгружающиеся за счет оборудования их опрокидывающими устройствами.

На рис.7.10 показан трубовоз с колесной формулой 8x8 грузоподъемностью 15 т. для перевозки труб длиной до 12 м. На раме автомобиля установ­лен надрамник и предохранительный щит. На надрамнике закреплены два коника с винтовыми механизмами и канатно-блочной системой для крепле­ния (увязки) труб.

Рис 7.10. Трубовоз МАЗ-7910:

1 — предохранительный щит; 2 — коники; 3-    подрамник; 4 --рама.

Полуприцепы, используемые для перевозки труб в составе автопоездов-трубовозов, те же что и для перевозки металлопроката.

Промышленностью серийно выпускаются трубоплетевозы на базе полноприводных автомобилей с двухосными прицепами-роспусками. Для трубоплетевозов грузоподъемностью от 8 до 25 т в качестве автомобилей-тягачей используются трехосные автомобили, а при большей грузоподъемности - четырехосные.  Высокая проходимость этих автопоездов позволяет использовать их для эксплуа­тации в тяжелых дорожных условиях (движение по грунту, песку, снежной целине).

У автомобилей МАЗ-543, МАЗ-7310 и МАЗ-537 два передних моста управляемые. Автомобили оснащены V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями. Трансмиссия автомобиля включает гидротрансформатор, планетарную трехступенчатую механическую коробку, раздаточную коробку, главные передачи ведущих мостов, межосевые и межколесные дифференциалы и планетарные колесные редукторы. Подвеска всех колес - независимая, рычажно-торсионная. Тормозная система однопроводная, тормоза колодочные, привод механизмов пневмогидравлический.

Полноповоротный коник автомобиля-тягача опирается на основание подрамника, установленного на раму автомобиля. Коник с основанием надрамника соединен с помощью цилиндрического шкворня.

Повышение грузоподъемности автопоездов-трубоплетевозов обеспе­чивается увеличением числа мостов (осей). Маневренность на прицепах и полуприцепах обеспечивается поворотными устройствами при наличии на них трех и более осей. Для этого применяются самоустанавливающие­ся задние поворотные оси.

Способы разгрузки трубоплетевозов разнообразны. Некоторые при­ведены на рис 7.11.

 

 

 

 

Рис. 7.11. Способы разгрузки саморазгружающихся трубоплетевозов: а —г- на боковую сторону; д -методом опускания; е— назад (за прицеп-роспуск).

Распространенными являются решения с использованием способа боковой разгрузки. Применяются гидравлические опрокидывающие устройства и механические лебедки с канатами.

Найдено решение для перевозки и разгрузки секций труб массой до 18 т, длиной до 36м на трубоплетевозе СПЛ-20. Он состоит из шасси КрАЗ-255Б и двухосного прицепа-роспуска. Рама этого роспуска (рис 7.12.) имеет возмож­ность раздвигаться в продольном направлении в результате перемещения верхней полурамы 2 по роликам, установленным на нижней полураме 1. На верхней полураме смонтированы два неповоротных коника 5 и на­правляющие балки 4 для качения по ним предохранительной тележки 3.

Для саморазгрузки трубоплетевоза производится сближение автомобиля-тягача и прицепа-роспуска. Это сопровождается вначале перемещением полура­мы 3 относительно прицепа-роспуска до опускания ее задним концом на грунт.

Рис. 7.12. Прицеп - роспуск трубоплетевоза:

1 — нижняя полурама; 2 — верхняя полурама; 3 — предохранительная тележка; 4 — направляющая балка; 5 — неповоротный коник; б - гидродомкрат.

 

В результате секции трубы перекатываются по роликам, и задний конец их также опускается на грунт. После этого автомобиль-тягач вместе с прицепом роспуском отъезжает вперед и освобождает прицеп из-под секции трубы, при этом передний конец секции опускается с роликовой опоры, укладывается на предохранительную тележку и вместе с ней перемещается вниз по направ­ляющим и затем разгружается на грунт. Возвращение прицепа-роспуска в транспортное положение производится с помощью троса автомобиля-тягача за счет перевода верхней полурамы из наклонного положения в горизонталь­ное. При этом предохранительная тележка автоматически возвращается и фиксируется в исходном положении. На дышле прицепа-роспуска смонтиро­ван гидродомкрат 6 для изменения наклона дышла при сцепке.