Ходовая
часть
служит
для
преобразования
вращательного
движения
ведущих
колес
в
поступательное
движение
машины
и
для
передачи
веса
машины
на
опорную
поверхность.
Она
состоит
из
движителя
(колесного
или
гусеничного)
и
подвески
.
В
зависимости
от
типа
остова
автомобили
делят
на
рамные
и
безрамные.
В
рамных
автомобилях
роль
остова
выполняет
рама
(рамный
остов),
а
в
безрамных
-
кузов
(кузовной
остов),
который
называют
несущим.
Рамный
остов
применяют
на
грузовых
автомобилях
и
легковых
автомобилях
повышенной
проходимости,
большого
и
высшего
классов.
Безрамный
остов
применяют
на
легковых
автомобилях
и
автобусах.
Рамный
остов.
На
автомобилях
применяют
рамы
различных
типов.
Наибольшее
распространение
получили
лонжеронные
рамы.
Лонжеронная
рама
грузового
автомобиля
показана
на
рис.
7.1
и
состоит
из
двух
лонжеронов
1 (продольных
балок),
которые
соединены
между
собой
отдельными
поперечинами
2.
Лонжероны
выполнены
из
листовой
стали
и
имеют
швеллерное
сечение
переменного
профиля.
Высота
профиля
наибольшая
в
средней
части
лонжеронов,
где
они
более
нагружены.
В
зависимости
от
типа
автомобиля
и
его
компоновки
лонжероны
могут
быть
установлены
один
относительно
другого
параллельно
или
под
углом,
а
также
могут
быть
изогнуты
в
вертикальной
и
горизонтальной
плоскостях.
К
лонжеронам
обычно
с
помощью
заклепок
крепят
различного
рода
кронштейны
для
крепления
кузова,
подвески,
механизмов
трансмиссии,
систем
управления
и
др.
Рис.7.1. Рама грузового автомобиля
1 – лонжерон; 2, 4 – поперечины; 3 – тягово-сцепное устройство; 5 – буфер; 6 - крюк
На
переднем
конце
рамы
установлены
буфер
5
и
буксирные
крюки
6.
Буфер
предназначен
для
восприятия
толчков
и
ударов
при
наездах
и
столкновениях,
а
крюки
-
для
буксирования
автомобиля.
В
задней
части
рамы
грузового
автомобиля
расположено
тяговосцепное
устройство
3,
предназначенное
для
присоединения
к
автомобилю
прицепов,
буксируемых
автомобилей
и
т.д.
Рамы
автомобилей-самосвалов
имеют
надрамник
(дополнительную
укороченную
раму),
предохраняющий
раму
автомобиля
от
чрезмерных
динамических
нагрузок.
Надрамник
выполняется
сварным
из
штампованной
листовой
стали
и
устанавливается
на
раме
автомобиля.
На
надрамнике
размещается
грузовой
кузов
самосвала
и
крепятся
устройства
подъемного
механизма
кузова.
Надрамник
крепится
к
раме
самосвала
с
помощью
стремянок
и
болтовых
соединений.
Между
надрамником
и
рамой
устанавливаются
специальные
проставки,
которые
способствуют
равномерному
распределению
нагрузки
по
всей
длине
рамы
автомобиля
и
снижают
ударные
нагрузки
на
раму
при
подбрасывании
грузового
кузова
самосвала
во
время
движения
по
неровностям
дороги.