1. Остов автомобиля

 

Ходовая часть служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение машины и для передачи веса машины на опорную поверхность. Она состоит из движителя (колесного или гусеничного) и  подвески .

Иногда к ходовой части относят и остов (несущую систему) трактора и автомобиля.

Остов является несущей частью трактора и автомобиля, их основанием. Он нагружен силой тяжести размещенных на нем агрегатов и воспринимает динамические нагрузки при трогании машины с места, разгоне, преодолении неровностей пути, на поворотах. Он должен иметь высокую жесткость и прочность, работать без замены весь срок службы машины.

В зависимости от типа остова автомобили делят на рамные и безрамные. В рамных автомобилях роль остова выполняет рама (рамный остов), а в безрамных - кузов (кузовной остов), который называют несущим.

Рамный остов применяют на грузовых автомобилях и легковых автомобилях повышенной проходимости, большого и высшего классов. Безрамный остов применяют на легковых автомобилях и автобусах.

Рамный остов. На автомобилях применяют рамы различных типов. Наибольшее распространение получили лонжеронные рамы.

Лонжеронная рама грузового автомобиля показана на рис. 7.1 и состоит из двух лонжеронов 1 (продольных балок), которые соединены между собой отдельными поперечинами 2. Лонжероны выполнены из листовой стали и имеют швеллерное сечение переменного профиля. Высота профиля наибольшая в средней части лонжеронов, где они более нагружены. В зависимости от типа автомобиля и его компоновки лонжероны могут быть установлены один относительно другого параллельно или под углом, а также могут быть изогнуты в вертикальной и горизонтальной плоскостях. К лонжеронам обычно с помощью заклепок крепят различного рода кронштейны для крепления кузова, подвески, механизмов трансмиссии, систем управления и др.

 Поперечины, как и лонжероны, выполнены из листовой стали и имеют форму, обеспечивающую крепление к раме соответствующих агрегатов и механизмов. Так, например, передняя поперечина 4 приспособлена для установки передней части двигателя. Лонжероны и поперечины соединены между собой заклепками или сваркой.

Рис.7.1. Рама грузового автомобиля

  1 лонжерон; 2, 4 поперечины; 3 тягово-сцепное устройство; 5 буфер; 6 - крюк

На переднем конце рамы установлены буфер 5 и буксирные крюки 6. Буфер предназначен для восприятия толчков и ударов при наездах и столкновениях, а крюки - для буксирования автомобиля. В задней части рамы грузового автомобиля расположено тяговосцепное устройство 3, предназначенное для присоединения к автомобилю прицепов, буксируемых автомобилей и т.д. 

Рамы автомобилей-самосвалов имеют надрамник (дополнительную укороченную раму), предохраняющий раму автомобиля от чрезмерных динамических нагрузок. 

Надрамник выполняется сварным из штампованной листовой стали и устанавливается на раме автомобиля. На надрамнике размещается грузовой кузов самосвала и крепятся устройства подъемного механизма кузова. 

Надрамник крепится к раме самосвала с помощью стремянок и болтовых соединений. Между надрамником и рамой устанавливаются специальные проставки, которые способствуют равномерному распределению нагрузки по всей длине рамы автомобиля и снижают ударные нагрузки на раму при подбрасывании грузового кузова самосвала во время движения по неровностям дороги. 

Безрамный остов. Многие автомобили и автобусы не имеют рамы. У этих автомобилей несущим является кузов. В местах крепления агрегатов кузов усиливается специальными накладками жесткости. Для крепления двигателя, передней подвески и рулевого управления в передней части к кузову приваривается короткий подрамник.