Трансмиссия предназначена для
передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам автомобиля, изменения
величины и направления, распределения между колёсами. Изменение крутящего
момента в трансмиссии характеризуется передаточным числом:
i=ω/ω к
где со е -
угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя, со к -
угловая скорость вращения колёс.
Сила тяги, возникающая в зоне контакта колеса с дорогой:
F = тк /
rк,
где Тк
- крутящий момент,
rк - радиус
качения колеса.
Уравнение
баланса сил, действующих на автомобиль, записывается в виде:
Fк =
Fр +
Ff+Fw
+
Fi
Сила тяги
Fк, приложенная к колесу,
затрачивается на преодоление силы сопротивле- ния качения силы сопротивления
воздуху
Fw, силы сопротивления разгону силы
преодоления сопротивления подъёма
Fi.
Сумма этих сил может меняться в широких пре- делах: на асфальте и на грунте она
может различаться в 20-30 раз. Во время движения автомобиля необходимо менять
силу тяги многократно в зависимости от типа поверхности дороги и скорости
движения. Частота вращения коленчатого вала может меняться, но диапазон
изменения параметров двигателя недостаточен, чтобы обеспечить движение
автомобиля во всех дорожных условиях. Наиболее простым способом изменения силы
тяги на колёсах до сих пор является преобразование крутящего момента в
трансмиссии, позволяющее приспособить автомобиль к движению в различных
дорожных условиях.
В зависимости от способа
преобразования крутящего момента трансмиссии делятся на:
1)
механические;
2)
гидрообъёмные и гидродинамические (гидротрансформаторы;
3)
электрические;
4)
фрикционные;
5)
импульсные;