2. Передние управляемые и поддерживающие мосты

       Передним управляемым мостом называется поперечная балка с ведомыми управляемыми колесами. Он служит для соединения управляемых колес с остовом автомобиля или трактора и для передачи толкающего усилия от остова к колесам. Если при этом к передним колесам подводится крутящий момент, то такой мост называют ведущим. Передние мосты могут быть портальными и соосными. 

Портальные мосты образуются поперечными балками в виде телескопически сопряженных труб, позволяющих изменять ширину колеи, и Г-образными поворотными цапфами, обеспечивающими повышенный дорожный просвет под передним мостом.

Соосные мосты . Здесь балка моста и оси колес расположены на одной оси.

Портальные мосты получили распространение на отечественных универсально-пропашных тракторах, а соосные - на автомобилях, сельскохозяйственных тракторах общего назначения и на промышленных тракторах. 

Передний мост портального типа с подрессоренной поворотной цапфой и переменной колеей ведомых управляемых колес (рис. 8.7,а) состоит из трубчатой стальной балки 3, шарнирно соединенной с передним брусом 1 полурамы осью 2 и может качаться относительно этой оси в поперечной плоскости. Возможность качания балки передней оси обеспечивает лучшую приспособляемость колес трактора к неровностям пути.

Рис. 8.7. Схема переднего моста портального типа с подрессоренной цапфой и переменной колеей управляемых колес: 

1    передний брус полурамы; 2 – ось;  3 – трубчатая  балка; 4 – сквозное отверстие; 5 – полая  труба;  6 – кронштейн; 7 – поворотный рычаг; 8 – пружина; 9 – шкворень; 10 – колесо; 11 – подшипники; 12 – полуось; 13 – промежуточный фланец

       

С обеих сторон в трубчатую балку 3, концы которой являются неразрезными, вставлены выдвижные кулаки,  состоящие из сваренных между собой полых труб 5 с приваренными кронштейнами 6. Каждая внутренняя труба 5 имеет сквозные отверстия 4 для регулирования ширины колеи, в которые установлены фиксаторы. Во втулках кронштейна 6 выдвижного кулака вращается поворотная цапфа, состоящая из шкворня 9 и полуоси 12  колеса. Колеса 10 имеют индивидуальное подрессоривание пружинами 8, расположенными в кронштейнах 6 кулаков. Поворот управляемых колес осуществляется с помощью поворотного рычага 7. 

Нагрузка от остова трактора через кронштейны 6 и пружины 8 передается на полуоси 12 поворотных цапф и далее через радиальноупорные роликовые подшипники 11 - на передние управляемые  колеса 10.

В некоторых случаях (рис. 8.7,б) полуось 12 поворотной цапфы крепится к шкворню 9 через промежуточный фланец 13, который может устанавливаться в двух крайних положениях, что позволяет изменять дорожный просвет в передней части трактора в пределах h.

Передний управляемый мост соосного типа грузовых автомобилей ЗИЛ показан на рис. 8.8. Балка моста 4 кованая, имеет двутавровое сечение. Средняя часть балки изогнута вниз, что позволяет более низко расположить двигатель. Шкворень 16 закреплен неподвижно в бобышке балки клиновым болтом 3. Поворотная цапфа 9 установлена на шкворне на бронзовых втулках 1 и 8, запрессованных в отверстиях ее проушин. Поворотные рычаги 18 вставлены в конические отверстия проушин цапфы и закреплены гайками. Между балкой моста 4 и поворотной цапфой 9  установлен опорный подшипник, состоящий из двух шайб 6 и 7. При этом нижняя шайба 7 неподвижно установлена в расточке и поворачивается вместе с цапфой. Осевой зазор между поворотной цапфой 9 и балкой моста регулируют прокладками 2. К поворотной цапфе болтами прикреплен опорный диск колесного тормозного механизма. На цапфе на двух конических роликовых подшипниках 14 установлена ступица 10 переднего колеса. Осевой зазор в конических радиально-упорных подшипниках регулируется гайкой 11, которая фиксируется замочными шайбами 13 и контргайкой 12.

    

Рис. 8.8. Передний управляемый мост грузовых автомобилей ЗИЛ:

1, 8 - втулки; 2 -  регулировочные прокладки; 3 - болт; 4 - балка; 5, 17 - рулевые тяги; 6, 7 - шайбы подшипника; 9 - цапфа; 10  - ступица; 11 -  гайка; 12 -  контргайка; 13 - замочные шайбы; 14 - подшипник; 15 - тормозной барабан; 16 - шкворень; 18 - рычаг

       

Поддерживающий мост. Поддерживающим называют мост с ведомыми колесами, которые не являются управляемыми. Наибольшее распространение поддерживающие мосты получили на прицепах и полуприцепах. Их применяют также на многоосных грузовых и на переднеприводных легковых автомобилях в качестве задних мостов.

Поддерживающий мост служит только для поддержания остова автомобиля и представляет собой обычно прямую балку, по концам которой на подшипниках установлены ведомые колеса. 

На рис. 8.9 показан поддерживающий задний мост переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ. Основной частью моста является штампованная из листовой стали U-образной формы балка 5 с приваренными по концам рычагами 3 подвески. К концам рычагов 3 прикреплены оси 1, на которых на подшипниках установлены ступицы 2 задних ведомых колес автомобиля.

              

Рис. 8.9 Поддерживающий мост переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ:
 
1 – ось; 2 ступица; 3 – рычаг подвески; 4 – пружина подвески; 5 – балка моста