3. Рабочее место водителя

Оптимальное положение тела тракториста и водителя автомобиля обеспечивает удобство управления машиной, повышает точность и скорость его моторных действий, позволяет, например, увеличить угол поворота рулевого колеса, не меняя положения тела, обеспечивает возможность длительного непрерывного движения без значительного утомления. Это достигается расположением частей тела водителя в положении, близком к состоянию функционального покоя, при равномерном распределении веса по площади его опорных поверхностей.

В связи с чем, комфортабельная кабина должна обеспечивать трактористу и водителю автомобиля удобное положение и рациональное размещение органов управления машиной, контрольно-измерительных приборов и оборудования, обеспечивающих соблюдение эргономических требований.

В грузовом автомобиле и тракторе водитель располагается на более высоком сиденье, ноги больше согнуты в коленях, спинка сиденья расположена почти вертикально. При таком расположении водителя длина кабины минимальна, а ее высота с точки зрения аэродинамики не имеет решающего значения из-за больших габаритов машины по высоте (грузовой автомобиль) или небольшой скорости движения (трактор).   

В легковом автомобиле водитель располагается низко, ноги почти вытянуты, спинка сиденья отклонена от вертикали на значительный угол, что позволяет получить небольшую высоту автомобиля, соответственно уменьшив аэродинамическое сопротивление.

Как правило, нормируют минимальные размеры кабины, ее ширину и высоту. Эти параметры задаются стандартами. Длину кабины не регламентируют, так как она во многом зависит от компоновки машины.

Рабочее место тракториста и водителя автомобиля оборудовано так, что имеется возможность регулировки основных его параметров. Диапазон регулировки зависит от разброса антропометрических данных водителя и условий работы. 

Управление машинотракторным агрегатом (МТА) осуществляется одним трактористом. Поэтому на тракторах в большинстве случаев достаточно устанавливать одноместные кабины. Это подтверждается и зарубежным опытом - во многих странах распространены одноместные кабины с дополнительным посадочным местом для рабочего или пассажира. На некоторых тракторах в качестве дополнительного места используют инструментальный ящик, крышку которого покрывают мягкой обшивкой. Отдельные фирмы - производители тракторов устанавливают по заказу съемное сиденье для пассажира.

Минимальные размеры одноместной кабины и кабины с дополнительным сиденьем рассчитаны на работу тракториста сидя.  

 К конструктивным элементам, обеспечивающим безопасный вход и выход из кабины трактора относятся следующие: дверной проем и двери кабины, ступеньки, поручни, аварийный люк. 

 Кабина трактора должна иметь не менее трех аварийных выходов, которыми могут быть двери, окна, люки, причем каждый выход следует размещать на противоположных сторонах (стенках, в крыше) кабины. Это требование важно соблюдать для повышения безопасности при опрокидывании трактора и заклинивании дверей.

Аварийные выходы должны открываться без применения инструмента. Окна кабины, если они предназначены для аварийного выхода, должны быть оснащены средствами для разбивания или оперативного демонтажа стекол.

Кабина трактора оборудуется инструментальным ящиком, термоизолированным бачком для питьевой воды, огнетушителем, медицинской аптечкой, плафоном внутреннего освещения, крючком для одежды, омывателем переднего стекла, плафоном внутреннего освещения и стеклоочистителями. В ней должно быть предусмотрено место для установки радиоприемника.

Кабина современного трактора оборудуется устройством нормализации микроклимата. На отечественных тракторах в настоящее время такие устройства (установки вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха с его очисткой от вредных примесей) являются обязательной принадлежностью кабин.

Кабина современного трактора является довольно сложным инженерным сооружением (рис. 13.8).

Положение рулевой колонки должно регулироваться в продольном направлении (по углу установки) и по высоте (вдоль оси колонки) бесступенчато или с фиксаций не менее чем в четырех положениях по углу и в пяти - по высоте.

Рукоятки органов управления, особенно управления движением, должны располагаться в пределах зоны досягаемости тракториста. 

Расположение их стандартизировано.

На рис.13.9 представлено рабочее место водителя грузового автомобиля КамАЗ.

Для обеспечения удобной посадки водителя и пассажиров в автомобиль дверные проемы имеют достаточные размеры и рационально располагаются относительно сидений. 

От расположения органов управления зависит обеспечение нормальных условий работы водителя. Рулевое колесо располагают с левой стороны машины в плоскости, перпендикулярной к вертикальной плоскости автомобиля. Рулевое колесо расположено симметрично по отношению к сиденью водителя. Рукоятка рычага переключения передач находится в зоне видимости водителя, справа от сиденья, не ниже его и выдвинута вперед. 

Педаль сцепления находится в положении, удобном для нажатия левой ногой, а педаль рабочей тормозной системы - правой. Педаль управления подачей топлива находится справа от педали рабочей тормозной системы.

Рис. 13.8. Кабина трактора

Размеры, определяющие расположение органов управления автомобилем,  устанавливаются стандартами.

Усилия и перемещения органов управления трактором и автомобилем нормируются.

Важное значение для эффективного управления трактором и автомобилем имеет обзорность с рабочего места водителя.

Принято кузов легкового автомобиля и автобуса, где размещаются водитель и пассажиры называть салоном.

Рис. 13.9. Кабина автомобиля КамАЗ (органы управления):

1 - кнопка крана управления вспомогательным тормозом; 2 - педаль управления сцеплением; 3 - педаль управления рабочими тормозами; 4 - педаль управления подачей топлива; 5 - комбинированный переключатель; 6 - рулевое колесо; 7 - рычаг управления коробкой передач; 8 - рукоятка механизма регулирования жесткости подвески сиденья водителя; 9 - рукоятка троса рычага остановки двигателя; 10 - рукоятка крана управления стояночным и запасным тормозами; 11 - рукоятка троса ручного управления подачей топлива; 12 - рычаг механизма продольного перемещения сиденья водителя

Обзорность характеризуется величиной пространства, видимого трактористом или водителем из кабины (салона), и в значительной степени обусловливает легкость управления машиной и безопасность движения. Обзорность тем лучше, чем больше размеры ветрового стекла, чем ближе оно расположено к глазам тракториста или водителя автомобиля и чем меньше наружных элементов машин  попадает в поле зрения тракториста и водителя автомобиля и более правильно выбраны размеры поперечного сечения стоек ветрового окна (с учетом бинокулярности зрения), больше зона очистки ветрового стекла очистителями и омывателями. Численные значения границ обзорности регламентированы стандартами.

Обзорность с рабочего места тракториста имеет особое значение, потому что многие технологические операции, выполняемые с помощью тракторов, требуют очень точного позиционирования рабочих органов машины, колес и гусениц относительно других предметов, а также точного выдерживания траектории движения машины. Основным оценочным показателем приняты углы обзора функциональных зон и объектов наблюдения.

С учетом специфики использования тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин, особое значение имеет обзорность передних колес или передних частей гусениц. В этой зоне располагается борозда, относительно которой направляют движение трактора общего назначения, или другой ориентир в зависимости от выполняемой операции. Эти параметры  регламентированы стандартом.

К тракторам универсально-пропашным и общего назначения (к каждому типу отдельно) предъявляются дополнительные требования в соответствии с технологическим назначением.

Во многих случаях для обеспечения видимости этих зон в нижней части кабины или дверей трактора устраиваются специальные окна.

Для промышленных тракторов, исходя из специфики их работы, обзорность вперед определяется из одной контрольной точки, а назад - из двух. Наличие трех точек объясняется тем, что оператор, например, бульдозера должен практически половину времени работы трактора смотреть вперед, а другую половину, при заднем ходе бульдозера - назад, оборачиваясь через правое или левое плечо.

Параметры обзорности автомобилей стандартизированы. Особо определяются не просматриваемые зоны, создаваемые стойками кабины (кузова), при этом учитывается бинокулярность зрения. При этом каждое автотранспортное средство должно быть оснащено зеркалами заднего вида, позволяющими водителю при обычно рабочей позе наблюдать дорогу сзади транспортного средства и с боков от него.