1. Назначение и классификация

Сцепление широко используется на современных тракторах и автомобилях. Его устанавливают между двигателем и коробкой передач, в коробках передач, в механизмах поворота трактора и приводах к ВОМ. Наиболее часто сцепление располагают между двигателем и коробкой передач. 

В этом случае сцепление предназначено для плавного трогания  МТА или автомобиля с места, кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и предохранения трансмиссии от больших динамических нагрузок при изменениях режима работы трактора или автомобиля.  

По способу передачи крутящего момента сцепления подразделяются на фрикционные, гидравлические и  электромагнитные.

Во фрикционных сцеплениях передача крутящего момента осуществляется посредством сил трения, возникающих между ведущими и ведомыми элементами.

В гидравлических сцеплениях передача крутящего момента происходит при динамическом напоре потока рабочей жидкости  на ведомые элементы (гидродинамические муфты) или при статическом напоре (гидростатические муфты). Гидродинамические муфты применяются на ряде промышленных тракторов, так как уменьшают нагрузки в трансмиссии.

В электромагнитных сцеплениях передача крутящего момента осуществляется посредством взаимодействия магнитных полей ведущих и ведомых частей или применения магнитного порошка, замыкающего магнитный поток между элементами сцепления. Электромагнитные сцепления не получили широкого распространения на современных тракторах и автомобилях в виду их низкой надежности и больших габаритных размеров. 

В настоящее время на современных тракторах и автомобилях самое широкое распространение получили фрикционные сцепления (ФС), так как они по сравнению с другими типами сцеплений имеют меньшую стоимость и габариты при более высокой надежности. Поэтому дальнейшая классификация дана только для ФС. 

По направлению перемещения рабочих поверхностей ФС делятся на осевые и радиальные. 

По форме поверхностей трения различают дисковые ФС и конусные (осевые), а также колодочные и ленточные (радиальные). В современных конструкциях тракторов и автомобилей применяются только дисковые ФС, как более надежные.  

По числу дисков ФС могут быть  одно- двух- и многодисковые.

По состоянию поверхностей трения ФС делят насухие” (работают без смазки поверхностей трения, могут быть одно- двух- и многодисковые) имокрые” (работают в масляной ванне, могут быть одно- двух- и многодисковые).

По конструкции нажимного механизма различают постоянно замкнутые ФС, нормальное состояние которых без воздействия на органы управления трактористом (водителем) замкнутое, и непостоянно замкнутые, состояние которых определяется водителем и переход из разомкнутого состояния в замкнутое и, наоборот, без воздействия водителя невозможен. 

По числу силовых потоков мощности, передающихся через детали, ФС классифицируются на однопоточные, когда весь поток мощности от двигателя передается в трансмиссию, и двухпоточные (применяются только на тракторах), когда один поток мощности от двигателя передается в трансмиссию, а другой - на привод ВОМ.

Двухпоточные ФС в зависимости от числа фрикционных механизмов могут быть:

одинарные - с одним ФС для передачи мощности в трансмиссию (силовой поток к ВОМ передается от ведущих частей ФС или маховика двигателя); двойные - с двумя отдельными ФС в общем корпусе (одно главное ФС передает мощность от двигателя в трансмиссию, а второе ФС привода ВОМ).

Двойные ФС по способу управления делят на ФС с последовательным управлением - с одной педалью управления и полностью автономным управлением - две педали управления (каждое ФС управляется своей педалью).