Ведущими
частями
двухдискового
ФС
(рис.
3.4)
являются
маховик
1
двигателя,
средний
ведущий
2
и
нажимной
3
диски.
При
этом
ведущий
и
нажимной
диски
связаны
с
маховиком
двигателя
через
кожух
ФС
(на
схеме
не
показано).
Для
обеспечения
чистоты
выключения
двухдискового
ФС
средний
ведущий
диск
2
принудительно
отводится
от
маховика
1
двигателя
на
2...3
мм
при
помощи
специального
механизма
разведения
дисков.
При
выключении
ФС
отжимные
пружины
5
отводят
средний
ведущий
диск
2
от
маховика
двигателя
до
упоров
6.
Положение
упоров
6
ограничивает
отвод
среднего
ведущего
диска
на
2...3
мм,
что
обеспечивает
гарантированный
зазор
1...1,5
мм
между
поверхностями
трения
ведомого
диска
4,
расположенного
у
маховика
1
двигателя,
и
поверхностями
трения
маховика
и
среднего
ведущего
диска
2.
При
дальнейшем
перемещении
нажимного
диска
3
от
маховика
двигателя
средний
ведущий
диск
2
не
перемещается,
что
приводит
к
появлению
зазоров
между
поверхностями
трения
среднего
ведущего
диска
2,
нажимного
диска
3
и
ведомого
фрикционного
диска
4,
расположенного
у
нажимного
диска.
Таким
образом
из
анализа
процесса
выключения
ФС
следует,
что
механизм
разведения
дисков,
выполненный
по
схеме
А,
обеспечи-
вает
более
раннее
выключение
из
работы
(при
выключении ФС)
и
более
позднее
включение
в
работу
(при
включении
ФС)
ведомого
диска
4,
расположенного
у
маховика
1
двигателя
по
сравнению
с
ведомым
диском
4,
расположенным
у
нажимного
диска
3.
Это
является
одной
из
причин
более
интенсивного
изнашивания
(в
1,5…2
раза)
накладок
ведомого
диска,
расположенного
у
нажимного
диска,
по
сравнению
с
накладками
ведомого
диска,
расположенного
у
маховика
двигателя.
В
варианте
Б
исполнения
механизма
разведения
дисков
он
представляет
собой
комплект
отжимных
пружинных
тяг
11
и
упоров
6,
равномерно
расположенных
по
окружности.
Отжимные
пружинные
тяги
11
одним
концом
жестко
связаны
со
средним
ведущим
диском
2,
а
другим
-
упруго
с
кожухом
ФС.
Принцип
работы
механизма
аналогичен
ранее
рассмотренному
варианту
исполнения
А.
В
варианте
В
механизм
разведения
дисков
–
это
комплект
разжимных
пружин
12,
установленных
между
маховиком
1
двигателя,
средним
ведущим
2
и
нажимным
3
дисками.
Для
обеспечения
чистоты
выключения
ФС
комплекты
пружин
12,
расположенные
с
разных
сторон
среднего
ведущего
диска
2,
должны
иметь
одинаковую
жесткость.
При
этом
в
процессе
выключения
и
включения
ФС
средний
ведущий
диск
всегда
перемещается
в
2
раза
меньшее,
чем
нажимной
диск.
Это
обеспечивает
равенство
зазоров
между
ведущими
и
ведомыми
дисками
при
выключении
ФС
и
примерно
одинаковое
время
буксования
ведомых
дисков
при
выключении
и
включении
ФС,
а
следовательно,
равномерность
изнашивания
накладок.
Конструкции
некоторых
типов
механизмов
разведения
дисков
в
двухдисковых
ФС
представлены
на
рис.
3.5.
На
рис.
3.5,а
показана
конструкция
механизма
разведения
дисков
двухдисковых
ФС
тракторов
Т-150/150К,
Т-4А
и
ТТ-4,
а
на
рис.
3.5,б
-
грузовых
автомобилей
МАЗ
и
трактора
ДТ-75М.
На
высокооборотных
двигателях
под
действием
центробежных
сил
пружины
2
прогибаются,
что
приводит
к
нарушению
работы
механизма
разведения
дисков.
Поэтому
для
таких
двигателей
применяют
ФС
с
рычажным
механизмом
разведения
дисков.
На
рис.
3.6
представлена
конструкция
двухдискового
ФС
тракторов
Т-150/150К.
ФС
является
одинарным
двухпоточным,
имеет
20
нажимных
винтовых
цилиндрических
пружин
28,
установленным
по
двум
окружностям
диаметрами
250
и
350
мм.
Один
поток
мощности
передается
в
трансмиссию
через
два
ведомых
диска
6,
а
другой
–
на
привод
ВОМ
через
вал
30.
В
каждом
ведомом
диске
6
установлен
демпфер
(фрикционный
гаситель
крутильных
колебаний
с
восемью
равномерно
расположенными
пружинами).
Маховик
1
двигателя
имеет
четыре
паза,
в
которые
входят
хвостовики
среднего
ведущего
3
и
нажимного
4
дисков,
что
обеспечивает
их
совместное
вращение.
Для
быстрой
остановки
ведомых
деталей
при
выключении
ФС
применен
колодочный
тормозок.
С
целью
снижения
интенсивности
изнашивания
концов
отжимных
рычагов
8,
взаимодействующих
при
выключении
ФС
с
упором
16
выжимного
подшипника
27,
к
ним
прикреплено
упорное
кольцо
14.
Для
обеспечения
нормальной
работы
механизма
выключения
ФС
необходимо,
чтобы
упорное
кольцо
14
находилось
в
плоскости
перпендикулярной
оси
вращения
ведомого
вала
19.
Рис.
3.6.
ФС
тракторов
Т-150/150К:
Аналогичные конструкции двухдисковых ФС только без тормозка и однопоточные применяют на автомобилях.