9. Уход за коробкой передач и раздаточной коробкой

 

 Уход за КП и раздаточной коробкой состоит: в систематической проверке и подтяжке всех резьбовых соединений; проверке уровня масла в корпусах и картерах, его доливки или полной замене; проверке работы систем их управления; проведении различных необходимых регулировок. При  внешнем осмотре КП и раздаточной коробки следует обращать внимание на состояние выходных уплотнений валов и уплотнительных прокладок с целью предупреждения течи масла.

Перед проведением операций по уходу необходимо тщательно очистить места осмотра от грязи и влаги, чтобы исключить возможность попадания внутрь корпусов и картеров абразива и посторонних жидкостей.

При уходе за гидравлической системой управления фрикционными муфтами и тормозами с гидроподжатием особое внимание необходимо обратить на состояние фильтров всасывающей и нагнетательной системы маслопроводов и приборов контроля.

При замене масла из корпусов  КП и раздаточной коробки слив отработанного масла следует производить непосредственно после окончания работы машины, так как с нагретым маслом удаляется значительная часть продуктов износа. После слива масла  картеры КП  и раздаточной коробки промывают специальной промывочной жидкостью или дизельным топливом и, как правило, только после этого заливают свежее  масло.

Внешними признаками неисправностей наиболее часто являются:

-                   утечка масла и сильный нагрев корпусов агрегатов; 

-                   повышенный уровень шума во время работы; 

-                   затруднения в переключении передач; 

-                   самопроизвольные их выключения; 

-                   низкое или повышенное давление в гидравлической системе управления КП.

Причиной утечки масла , а, следовательно, нагрева корпусов агрегатов, является ослабление их крепежных деталей и протечка масла в уплотнениях выходных валов и уплотнительных прокладках. Для устранения этих дефектов необходима подтяжка всех резьбовых соединений корпусов и картеров и возможная замена уплотнений.

Шум является следствием износа зубьев шестерен, износа подшипников и шлиц валов. Для устранения дефектов необходима замена изношенных деталей.

Затруднения в переключении передач в основном связаны с износом шлиц валов, забоинами на них и на зубьях шестерен (если переключение производится шестернями-каретками), а также с износом шлиц и забоинами на зубчатых муфтах (при переключении с шестернями постоянного зацепления). Нарушения при переключении передач возможны также при нарушении регулировок в блокировочных устройствах КП и неисправностях в гидравлической системе управления КП.

Самопроизвольное переключение передач возможно при сильном износе вилок переключения, кольцевых проточек на шестернях-каретках и зубчатых муфтах, ослаблении пружин фиксаторов и их износе. Эти дефекты могут быть устранены соответствующими регулировками и заменой изношенных деталей.

Низкое давление масла в гидросистеме КП с фрикционными муфтами с гидроподжатием может быть следствием недостаточного количества масла в их корпусах, сильным загрязнением в фильтре системы забора масла, залипания редукционного клапана, нарушений в герметизации маслопроводов и повреждений в гидронасосе. Устранение этих дефектов состоит в доливке масла до необходимого контрольного уровня, промывке фильтра и клапана или их замене, в герметизации маслопроводов и ремонте или замене насоса.

Высокое давление масла обычно является причиной неправильной регулировки редукционного клапана. Для устранения этого дефекта клапан нужно промыть и отрегулировать на необходимое давление.

Все операции  по определению и устранению выявленных неисправностей следует проводить в строгом соответствии с указаниями  инструкции завода - изготовителя по эксплуатации трактора или автомобиля.