4. Тормоза-замедлители

Фрикционные тормозные механизмы из-за перегрева не способны рассеивать кинетическую энергию автомобиля непрерывно в течение длительного периода времени. Поэтому рабочая, запасная и стояночная системы малоэффективны, например, при движении автомобиля на длинном спуске. Поэтому на некоторых типах автомобилей для поддержания безопасной скорости на длинных спусках приходится применять вспомогательные тормоза-замедлители, обычно гидравлические или электрические. Часто вместо этих устройств используют двигатель, работающий в режиме принудительного холостого хода (моторный тормоз). Режимом принудительного холостого хода называют такой режим работы двигателя, при котором его вал принудительно вращается трансмиссией за счет вращения ведущих колес при движении автомобиля по инерции. При этом передача в коробке передач включена, сцепление включено, подача топлива в систему питания двигателя уменьшается или прекращается. Для искусственного увеличения насосных потерь в двигателе специальной заслонкой почти полностью перекрывают выхлопную трубу, что заметно увеличивает тормозной момент.  

Гидравлические замедлители обычно применяются в тех случаях, когда на транспортном средстве применяется гидромеханическая трансмиссия. На выходном валу коробки передач размещается ротор с лопастями. Для этого ротора предусмотрена полость, которая при необходимости может заполняться жидкостью. В зависимости от степени заполнения обеспечивается различная эффективность торможения.

Электрический замедлитель имеет роторную часть, состоящую из вала и двух дисков. Вал обычно является частью трансмиссии. Статорная часть тормоза выполняется в виде нескольких электромагнитных катушек. При включении тока возбуждения вокруг катушек создается магнитное поле. Движение дисков в магнитном поле приводит к возникновению в них вихревых токов (токов Фуко), которые, в свою очередь, возбуждают собственное магнитное поле. Взаимодействие двух магнитных полей порождает тормозной момент. Электрический тормоз-замедлитель удобно регулируется  на расстоянии, не требует обслуживания, ему не нужна специальная система охлаждения. Его недостатками являются большая масса, значительное потребление электроэнергии, а также большой момент инерции, проявляющийся отрицательно при разгоне и торможении автомобиля рабочей тормозной системой.

Гидравлический и электрический тормоза имеют высокую и примерно одинаковую эффективность, а моторный тормоз способен создать достаточно большой тормозной момент лишь при наличии выхлопной заслонки и только при включении низших передач. Несмотря на невысокую эффективность моторный тормоз применяется гораздо шире других  ввиду своей простоты и дешевизны.