1. Назначение двигателей

 Двигатель — это машина, преобразующая какой-либо вид энергии в механическую работу. На большинстве современных автомобилей установлены тепловые поршневые двигатели внутрен­него сгорания (ДВС), в которых тепло­та, выделяющаяся при сгорании топлива в цилиндрах, преобразуется в механическую работу.

 

 Классификация двигателей

 ДВС применяются на тракторах, автомобилях и других машинах они классифицируются по следующим признакам:

по способу смесеобразования различают двигатели с внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые), у которых горючая смесь приготовляется вне цилиндров, и двигатели с внутренним смесеобразованием (дизели), у которых рабочая смесь образуется внутри цилиндров;

по способу выполнения рабочего цикла двигатели подразделяются на двух- и четырехтактные;

по способу воспламенения рабочей смеси — с принудительным     воспламене­нием от электрической искры (бензиновые, газовые и др.) и с воспламенением от сжатия, т. е. с самовоспламенением (дизели);

по способу наполнения цилиндров свежим зарядом — без наддува, т. е. со свободным впуском (наполнение осуществляется за счет перепада давления в цилиндрах и окружающей среде, воз­никающего при движении поршня) и с наддувом (наполнение происходит под давлением, создаваемым компрессором);

по способу охлаждения различают двигатели с жидкостным и воздушным охлаждением;

по виду применяемого топлива двигатели подразделяются на бензиновые (карбюраторные, газовые), дизельные и многотопливные, а также других         (альтернативных) видах топлива (спирте, водороде и т. п.);

по числу цилиндров двигатели подразделяются на одно-, двух- и многоцилиндровые;

по расположению цилиндров различают двигатели с вертикальным или наклонным расположением цилиндров в один ряд и V-образные двигатели с расположением цилиндров под углом (при расположении цилиндров под углом 180° двигатель называют оппозитным, или двигателем с противолежащими цилиндрами), Х- и звездообразные (четырех-, пяти-, шестицилиндровые и т.д.).

 Общее устройство одноцилиндрового четырехтактного двигателя

 

Рисунок 1 - Четырехтактный одноцилиндровый карбюраторный двигатель:

1 — зубчатые колеса; 2 — распределительный вал; 3 — толкатели; 4 — штанги;   5 — поршень; 6 — головка цилиндров; 7 — глушитель; 8 — коромысла;                9 — клапанные пружины; 10 — карбюратор; 11 — впускной клапан; 12 — свеча   зажи­гания; 13 — выпускной клапан; 14 — поршневые кольца; 15 — рубашка   (по­лость) охлаждающей жидкости; 16 — поршневой палец; 17 — цилиндр;         18 — шатун; 19 — маховик; 20 — картер двигателя; 21 — коленчатый вал;          22 — поддон.