2.
Основные части ДВС, их назначение и работа
Двигатели внутреннего сгорания состоят из
механизмов и систем. Основными частями такого двигателя являются
кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, а также система питания,
смазочная система, система охлаждения, системы зажигания и пуска
Кривошипно-шатунный механизм
преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во
вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из цилиндра 17 (рис. 1);
головки цилиндров 6, являющейся крышкой, закрывающей цилиндр сверху; поршня 5 с
кольцами 14 и пальцем 16, который соединяет поршень с верхней головкой шатуна
18. Нижняя головка шатуна 18 соединена с коленчатым валом 21, на заднем конце
которого установлен маховик 19. Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках,
расположенных в картере 20 двигателя, который снизу закрыт поддоном 22,
используемым в качестве резервуара для масла.
Газораспределительный механизм
обеспечивает своевременный впуск горючей смеси в цилиндр и удаление из него
продуктов сгорания. Этот механизм приводится в действие от коленчатого вала
через зубчатые колеса 1. При этом распределительный вал 2, воздействуя на
толкатели 3, штанги 4 и коромысла 8, открывает впускной 11 или выпускной 13
клапан, закрытие которых происходит под действием клапанных пружин 9.
Система
питания предназначена для
приготовления и подачи горючей смеси в цилиндр, а также для отвода продуктов
сгорания из цилиндра. При помощи насоса топливо из топливного бака подается в
карбюратор 10, где оно в необходимом соотношении смешивается с воздухом, образуя
горючую смесь, которая затем по впускному газопроводу (показано стрелкой)
поступает в цилиндр двигателя. В систему питания также входят фильтры для
очистки воздуха и топлива, выпускной газопровод с глушителем 7 шума выпуска.
Смазочная
система обеспечивает подачу масла к
взаимодействующим деталям. Она состоит из насоса, маслоподводящих каналов,
фильтров для очистки масла и радиатора для его охлаждения.
Система
охлаждения поддерживает нормальный
температурный режим работы двигателя, обеспечивая отвод теплоты от сильно
нагревающихся при сгорании рабочей смеси деталей цилиндропоршневой группы и
клапанного механизма. Система охлаждения бывает жидкостной или воздушной.
Жидкостная система охлаждения состоит из рубашки (полости) 15, внутри которой
циркулирует охлаждающая жидкость жидкостного насоса, термостата, вентилятора и
радиатора.
При воздушной системе охлаждения заданный
температурный режим достигается удалением теплоты от наружных ребер, имеющихся
на цилиндре и его головке, которые при движении автомобиля обдуваются встречным
потоком воздуха.
Система
зажигания предназначена для
воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя. Она включает в себя источники
электрической энергии (аккумуляторную батарею, генератор); приборы,
преобразующие ток низкого напряжения в ток высокого напряжения; провода,
подводящие ток высокого напряжения к свече зажигания 12, электрическая искра от
которой воспламеняет рабочую смесь.
Система пуска служит для вращения коленчатого вала двигателя при его пуске.
Принцип действия ДВС
Взаимодействие механизмов и систем двигателя
происходит следующим образом. Когда поршень 5 (рис. 1) опускается вниз, горючая
смесь через открытый впускной клапан 11 поступает в цилиндр. При движении поршня
вверх она сжимается. Когда поршень доходит до крайнего верхнего положения,
рабочая смесь воспламеняется от электрической искры и сгорает. В процессе
сгорания образуются газы, имеющие высокую температуру и большое давление. Под
действием давления расширяющихся газов поршень опускается вниз и через шатун 18
приводит во вращение коленчатый вал 21. Таким образом, происходит преобразование
возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого
вала. Затем поршень движется вверх и выталкивает отработавшие газы через
открывающийся выпускной клапан 13.