3. Основные понятия и определения
Основными параметрами
двигателя считают ход поршня, рабочий объем цилиндров, объем камеры сгорания,
полный объем цилиндра, степень сжатия, диаметр цилиндра и число цилиндров.
Верхняя мертвая точка
(ВМТ) — крайнее верхнее положение поршня. В этой точке поршень наиболее удален
от оси коленчатого вала.
Нижняя мертвая точка
(НМТ) — крайнее нижнее положение поршня. Поршень наиболее приближен к оси
коленчатого вала.
В мертвых точках поршень
меняет направление движения, и его скорость равна 0.
Ход поршня
(S) (рис. 2) — расстояние между мертвыми точками, проходимое поршнем в течение
одного такта рабочего цикла двигателя. Каждому ходу поршня соответствует поворот
коленчатого вала на 180° (пол-оборота).
Такт
— часть рабочего цикла двигателя, происходящего при движении поршня из одного
крайнего положения в другое.
Рабочий объем цилиндра
(Vh) — объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от ВМТ до
НМТ.
Объем камеры сгорания
(Vc) — объем пространства над поршнем, находящимся в ВМТ.
Полный объем цилиндра
(Va) — объем пространства над поршнем, находящимся в НМТ:
Степень сжатия
ε — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания:
Рисунок 2 -
Основные параметры двигателей
Степень сжатия
показывает, во сколько раз сжимается смесь в цилиндре двигателя при ходе поршня
из НМТ в ВМТ. При повышении степени сжатия увеличивается мощность двигателя и
его экономичность. Однако повышение степени сжатия ограничено качеством
применяемого топлива, оно также увеличивает
нагрузки на детали двигателя.
Степень сжатия для
карбюраторных двигателей современных легковых автомобилей составляет 8 ÷ 10, а
для дизелей — 15 ÷ 22. При таких степенях сжатия в бензиновых двигателях не
происходит самовоспламенения смеси, а в дизелях, наоборот, обеспечивается
самовоспламенение смеси.