1. Общее устройство и работа ГРМ
Газораспределительный
механизм предназначен для своевременного впуска в цилиндры горючей смеси
(карбюраторные двигатели) или очищенного воздуха (дизели) и выпуска отработавших
газов.
Типы ГРМ используемые на
двигателях показаны на схеме, рисунок 1.
Основными частями
газораспределительного механизма являются: зубчатое колесо 1 (рис. 2);
распределительный вал; опорные втулки 8; клапаны 9; направляющие втулки 10;
шайбы 11, 17; пружины 12; оси коромысел 13;
коромысла 14; регулировочный болт 15; стойки осей коромысел 16; штанги
18; толкатели 19; тарелки
20.
В рядных двигателях с
верхним расположением клапанов (рис. 3) усилие от кулачка 17 распределительного
вала передается толкателю 16, а от него — штанге 15. Штанга через
регулировочный винт 14 воздействует на короткое плечо коромысла 11, которое,
поворачиваясь на оси 12, нажимает своим носком на стержень клапана 2.
При этом пружина 6
сжимается, а клапан перемещается вниз, отходит от седла 1, обеспечивая в
зависимости от назначения клапана впуск горючей смеси или выпуск отработавших
газов. После того как выступ кулачка 17 выйдет из-под толкателя 16, клапанный
механизм возвращается в исходное положение под воздействием пружины 6.
Рисунок 2 -
Газораспределительный механизм V-образного двигателя:
1 — зубчатое колесо; 2 —
упорный фланец; 3 — распорное кольцо; 4 - передняя опорная шейка; 5 —
эксцентрик; 6, 7 — соответственно впускные и выпускные кулачки; 8 - опорные
втулки; 9 — клапаны; 10 — направляющие втулки; 11,
17 — шайбы; 12 - пружины; 13 —
оси коромысел; 14 — коромысла;
15 — регулировочный болт; 16 — стойки осей
коромысел; 18 — штанги; 19
— толкатели; 20 — тарелки; 21 — пружина центробежного датчика; 22 - валик
датчика; 23 — стопорное кольцо; 24 — штанга привода бензонасоса; 25 — шайба; 26
— гайка; 27 — корпус привода; 28 — шестерня привода; 29 — валик привода
распределителя зажигания и смазочного насоса.