1. Общее устройство и работа ГРМ

Газораспределительный механизм предназначен для своевре­менного впуска в цилиндры горючей смеси (карбюраторные двигатели) или очищенного воздуха (дизели) и выпуска отработавших газов.

Типы ГРМ используемые на двигателях показаны на схеме, рисунок 1.

 Рисунок 1 - Классификация ГРМ.

Основными частями газораспределительного механизма являются: зубчатое колесо 1 (рис. 2); распределительный вал; опорные втулки 8; клапаны 9; направляющие втулки 10; шайбы 11, 17; пружины 12; оси коромысел 13;  коромысла 14; регулиро­вочный болт 15; стойки осей коромысел 16; штанги 18;               толкатели 19; тарелки 20.

В рядных двигателях с верхним расположением клапанов (рис. 3) усилие от кулачка 17 распределительного вала передается толка­телю 16, а от него — штанге 15. Штанга через регулировочный винт 14 воздействует на короткое плечо коромысла 11, которое, поворачиваясь на оси 12, нажимает своим носком на стержень клапана 2.

При этом пружина 6 сжимается, а клапан перемещает­ся вниз, отходит от седла 1, обеспечивая в зависимости от назна­чения клапана впуск горючей смеси или выпуск отработавших газов. После того как выступ кулачка 17 выйдет из-под толкателя 16, клапанный механизм возвращается в исходное положение под воздействием пружины 6.

 

 

Рисунок 2 - Газораспределительный механизм V-образного двигателя:

1 — зубчатое колесо; 2 — упорный фланец; 3 — распорное кольцо; 4 - передняя опорная шейка; 5 — эксцентрик; 6, 7 — соответственно впускные и выпускные кулачки; 8 - опорные втулки; 9 — клапаны; 10 — направляющие втулки; 11,         17 — шайбы; 12 - пружины; 13 — оси коромысел; 14 — коромысла;                       15 — регулиро­вочный болт; 16 — стойки осей коромысел; 18 — штанги;               19 — толкатели; 20 — тарелки; 21 — пружина центробежного датчика; 22 - валик датчика; 23 — сто­порное кольцо; 24 — штанга привода бензонасоса; 25 — шайба; 26 — гайка; 27 — корпус привода; 28 — шестерня привода; 29 — валик привода распределителя зажигания и смазочного насоса.