2. ГРМ с верхним расположением клапанов
При нижнем расположении
клапаны устанавливают в блоке цилиндров, а при верхнем — в головке цилиндров.
Современные двигатели
обычно имеют газораспределительные механизмы с верхним расположением клапанов,
так как в этом случае камера сгорания получается компактной, улучшается
наполнение цилиндров, упрощается регулировка клапанов и значительно
уменьшаются потери теплоты с охлаждающей жидкостью (двигатели автомобилей
ЗИЛ-431410, КамАЗ-5320, ГАЗ-3110
«Волга», ВАЗ-2108 «Спутник»).
Рисунок 3 -
Схема газораспределительного механизма с верхним
расположением клапанов:
1 — седло; 2 — стержень
клапана; 3 — направляющая втулка; 4 — стопорное кольцо; 5 — головка цилиндров; 6
— пружина; 7 — уплотнительный колпачок; 8
— тарелка; 9 — втулка; 10 — сухарики; 11 — коромысло; 12 — ось;
13 — контргайка; 14 —
регулировочный винт; 15 — штанга; 16 — толкатель;
17 — кулачок.
Распределительные валы
при верхнем расположении клапанов могут быть установлены в блоке цилиндров —
нижнее расположение (двигатели автомобилей ЗИЛ-431410, -4331, КамАЗ-5320) или на
головке блока — верхнее расположение (однорядные двигатели автомобилей ВАЗ,
«Москвич» и др.).
При верхнем расположении
распределительного вала (рис. 4) отсутствуют толкатели и штанги, вследствие чего
уменьшаются масса и инерционные силы клапанного механизма, что дает возможность
увеличить частоту вращения коленчатого вала и уменьшить уровень шума при работе
двигателя.
а — ВАЗ-2105, -2107
«Жигули»; б — «Москвич-21412»; в — ВАЗ-2108 «Спутник», ВАЗ-2109; г — ГАЗ-3110
«Волга»; 1 — клапан; 2 — головка цилиндров;
3 — рычаги; 4 — кулачки; 5 — болт; 6 — контргайка; 7 —
шпилечная пружина; 8, — сферический наконечник; 9 — коромысла; 10 — корпус
распределительного вала; 11 — регулировочные шайбы; 12 — маслоотражательный
колпачок; 13 — направляющая
втулка; 14 — седло клапана; 15 — толкатель;
16— гидротолкатель; 17 — распределительный вал; 18 —
выпускной клапан с гидротолкателем; 19 — двойная пружина; h — тепловой зазор.