5. Тепловой зазор

По мере разогрева двигателя в процессе его работы наблюдается различ­ное удлинение блока, головки цилиндров и клапанного привода. В результате этого может не обеспечиваться плотная посадка клапана в седле, что отрицательно повлияет на выходные показатели двигателя и техническое состояние клапана. Для нормальной работы дви­гателя между деталями клапанного привода в холодном состоянии предусматривается тепловой зазор, значение которого зависит от температурного ре­жима работы двигателя, конструкции ГРМ и материалов деталей привода и двигателя. Для каждого конкретного двигателя тепловые зазоры устанавли­вают исходя из опытных данных. Тепловой зазор можно ценить соотноше­нием; ΔSк = (0,03 ÷ 0,05)hт (здесь hт — максимальная высота подъема толка­теля).

Когда зазор увеличен, клапаны открываются не полностью, в результате чего ухудшается наполнение цилиндров свежим зарядом и очистка их от продуктов сгорания, а также возникают ударные нагрузки на детали клапанного механизма.

При недостаточном зазоре клапаны неплотно садятся в седла (полностью не закрываются), вследствие чего происходит утечка газов, образование нагара с обгоранием рабочих поверхностей седла и клапана.

Тепловые зазоры и порядок их регу­лировки указаны в инструкциях по эксплуатации машин. У всех двигателей, как для впускных, так и выпускных кла­панов на холодном двигателе зазор между коромыслом и клапаном должны быть в пределах 0,25 ÷ 0,3 мм (у Д-144 — 0,4 ÷ 0,45 мм, у КамАЗ – 740 — 0,3 ÷ 0,4 мм).

Для регулировки зазора в клапан­ном механизме восьмицилиндрового V-образного двигателя нужно устано­вить поршень первого цилиндра в вер­хнюю мертвую точку (ВМТ) после такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала (например, для ЗИЛ-130) должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максималь­ной частоты вращения коленчатого вала. В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов: оба первого цилиндра, выпускного четверто­го, второго и пятого, впускного третьего, выпускного седьмого и восьмого цилиндров. Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота колен­чатого вала на угол 360°, т. е. на полный оборот.

Зазоры в клапанном механизме регулируют на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, ввернутом в короткое плечо коромысла. Для этого между бойком коромысла и стержнем клапана помещают щуп (тонкую стальную пласти­ну) толщиной в требуемый зазор. Ослабляют контргайку. Вращая отверткой винт, зажимают щуп, пока не возникнет усилие при его протягивании. Удерживая положение винта отверткой, зажимают контргайку. Затем эти операции повторяют в соответствии с порядком работы цилиндров.