5. Тепловой зазор
По мере разогрева
двигателя в процессе его работы наблюдается различное удлинение блока, головки
цилиндров и клапанного привода. В результате этого может не обеспечиваться
плотная посадка клапана в седле, что отрицательно повлияет на выходные
показатели двигателя и техническое состояние клапана. Для нормальной работы
двигателя между деталями клапанного привода в холодном состоянии
предусматривается тепловой зазор, значение которого зависит от температурного
режима работы двигателя, конструкции ГРМ и материалов деталей привода и
двигателя. Для каждого конкретного двигателя тепловые зазоры устанавливают
исходя из опытных данных. Тепловой зазор можно ценить соотношением; ΔSк
= (0,03 ÷ 0,05)hт
(здесь hт — максимальная
высота подъема толкателя).
Когда зазор увеличен,
клапаны открываются не полностью, в результате чего ухудшается наполнение
цилиндров свежим зарядом и очистка их от продуктов сгорания, а также возникают
ударные нагрузки на детали клапанного механизма.
При недостаточном зазоре
клапаны неплотно садятся в седла (полностью не закрываются), вследствие чего
происходит утечка газов, образование нагара с обгоранием рабочих поверхностей
седла и клапана.
Тепловые зазоры и порядок
их регулировки указаны в инструкциях по эксплуатации машин. У всех двигателей,
как для впускных, так и выпускных клапанов на холодном двигателе зазор между
коромыслом и клапаном должны быть в пределах 0,25 ÷
Для регулировки зазора в
клапанном механизме восьмицилиндрового
V-образного
двигателя нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку
(ВМТ) после такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала
(например, для ЗИЛ-130) должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе
установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальной
частоты вращения коленчатого вала. В этом положении регулируют зазоры следующих
клапанов: оба первого цилиндра, выпускного четвертого, второго и пятого,
впускного третьего, выпускного седьмого и восьмого цилиндров. Зазоры у остальных
клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на угол 360°, т. е. на
полный оборот.