2 Конструкция деталей и узлов КШМ

2.1 Неподвижные детали и узлы КШМ

            2.1.1 Блок–картер цилиндров

Блок–картер цилиндров (далее блок), рис. 2, является остовом двигателя, внутри которого расположены основные детали, механизмы и системы. Эта деталь изготавливается методом литья из легированного чугуна или алюминиевых сплавов. Блок может быть отлит вместе с цилиндрами или иметь вставные цилиндры. В однорядных и V-образных двигателях с жидкостным охлаждением цилиндры обычно выполняются в виде моноблока заодно с картером. Конструкция обладает большой жесткостью. Жесткость блока может быть повышена оребрением перегородок, расположением плоскости крепления нижней части картера   ниже плоскости разъема коренных подшипников,   применением туннельного картера, не имеющего плоскостей разъема по коренным подшипникам.

           

 

Рис. 2.  Блок цилиндров

2.1.2 Гильзы цилиндров

Цилиндры являются направляющими устройствами для движения поршней. Двигатели со сменными (вставными) цилиндрами отличаются высокой ремонтопригодностью. В зависимости от того, омываются гильзы цилиндров охлаждающей жидкостью или нет, различают мокрые и сухие гильзы.

Сухие гильзы устанавливают по всей длине цилиндра, рис. 3а или только в его верхней части, рис. 3б, где наблюдается максимальный износ поверхности цилиндра. Применение вставных сухих гильз позволяет увеличить износостойкость поверхности при малых затратах дорогостоящих легирующих примесей. Сухие гильзы запрессовывают или вставляют по скользящей посадке с зазором 0,01…0.04 мм. Окончательно поверхность  сухой запрессованной гильзы обрабатывают после запрессовки гильзы в блок цилиндров. Сухие гильзы при скользящей посадке характеризуются худшим теплоотводом и большой неравномерностью радиальной эпюры температур, что вызывает местные деформации деталей.

 

 

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Рис. 3.  Гильзы цилиндров

 

При использовании мокрых гильз упрощается конструкция отливки блока, появляется возможность использования для гильз более дорогих, но износостойких материалов, улучшается теплоотвод и уменьшается неравномерность нагрева цилиндров, снижается трудоемкость ремонта. Мокрые гильзы, рис. 3 в, г, можно заменять в случае их повреждения. Опорные плоскости гильзы могут быть расположены в верхней части блока, рис. 3в, или в приливе нижней части блока, рис. 3г. При сухих запрессованных гильзах жесткость блока больше, чем при мокрых гильзах. Для обеспечения надежного газового стыка между гильзой и головкой блока торец гильзы должен несколько выступать над опорой плоскостью блока на 0,05…0.15 мм в зависимости от диаметра гильзы и конструкции уплотняющей прокладки. Уплотнение нижнего стыка мокрой гильзы и блока достигается с помощью уплотнительных резиновых или металлических колец, рис. 3 д поз.1, рис. 3 е поз.2.