Головка блока цилиндров (далее головка) закрывает цилиндры или каждый цилиндр в отдельности сверху. Крепится с помощью шпилек, ввернутых в блок и гаек. Плотное соединение головки и блока обеспечивается с помощью металлоасбестовой прокладки. В головке расположены камеры сгорания, свечи или форсунки, клапаны, каналы и полости систем охлаждения и смазки. Конструкция головки цилиндров зависит от формы камеры сгорания, расположения клапанов, свечей или форсунок, впускных и выпускных каналов, наружных трубопроводов и направления потоков охлаждающей жидкости. Форма камеры сгорания определяет характер протекания рабочего процесса двигателя. В карбюраторных двигателях получили распространение полусферические и клиновые камеры сгорания, рис. 4. При нижнем расположении клапанов форма камеры сгорания F-образная. Особенно важен выбор формы камеры сгорания для дизельных двигателей. В зависимости от способа смесеобразования и для улучшения этого процесса используют неразделенные камеры сгорания, рис. 5 а, б для дизельных двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива и раздельные, рис. 5 в, г для предкамерных или верхнекамерных дизелей. Головки цилиндров в блочных конструкциях обычно выполняют в виде отливки для одного ряда цилиндров.
а) |
б) |
в) |
г) |
Рис. 4. Схемы камер сгорания бензиновых двигателей: а) – полусферическая; б) – шатровая; в) – клиновидная; г) - F-образная при нижнем расположении клапанов; |
|||
|
|
|
|
а) |
б) |
в) |
г) |
Рис. 5. Схемы камер сгорания дизельных двигателей |
Для создания надежного уплотнения соединения головки и блока цилиндров (далее газового стыка), особенно при работе двигателя с высокой степенью наддува, применяются индивидуальные для каждого цилиндра головки. В такой конструкции исключается влияние других цилиндров на надежность газового стыка, обеспечивается равномерное давление на прокладку газового стыка.