2.2.2    Поршневые кольца

Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и цилиндром, не допускают прорыва газов и воздуха в картер двигателя, попадания масла в камеру сгорания и отводят теплоту от головки поршня к стенкам цилиндра. Для обеспечения герметичности надпоршневого пространства устанавливают 2-3 компрессионных кольца. Маслосъемные кольца необходимы для снятия излишков масла со стенок цилиндра В канавках кольца по высоте устанавливают с небольшим зазором, поэтому трение не мешает кольцу плотно прижиматься к поверхности цилиндра за счет его упругости и давления газов, в небольшом количестве проникающих в зазор между кольцом и поршнем. Вырез в кольцах называют замком. Замок обеспечивает возможность установки кольца на поршень и удлинения при нагреве. Кольца на поршень устанавливают со смещением замков 900-1200. Конструктивные формы компрессионных и маслосъемных колец весьма разнообразны и значительно отличаются. Компрессионные кольца, рис. 8 делятся на кольца: с цилиндрической наружной поверхностью, рис. 8 а; с конической  или бочкообразной наружной поверхностью для ускоренной приработки, рис. 8 б; с пониженной склонностью к заеданию в канавках поршня, рис. 8 в; с повышенным воздействием на масляную пленку, рис. 8 в.

 

а)

б)

в)

г)

Рис. 8 Поршневые компрессионные кольца

а)

б)

в)

г)

д)

Рис. 9 Поршневые маслосъемные кольца

 

Маслосъемные кольца отличаются большим разнообразием конструкцией. Наибольшее распространение получили шлицованные кольца, рис. 9 а, б и многоэлементные, рис. 9 в, г, д кольца. Большое распространение многоэлементные кольца, состоящие из 2-х кольцевых стальных дисков I и II и двух расширителей - осевого III и радиального в виде многогранной ленты IV, рис. 9 в.

2.2.3  Поршневые пальцы

Поршневые пальцы служат для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна. Большее применение получила конструкция с «плавающим» пальцем. Посадка пальца в отверстия бобышки поршня и верхней головки шатуна обеспечивает свободное относительное перемещение деталей. Во время работы двигателя плавающий палец свободно проворачивается как в отверстиях бобышки, так и головки шатуна. Палец фиксируется от осевых смещений с помощью пружинных колец, установленных в канавках отверстия бобышек поршня. Фиксированные пальцы, неподвижно установленные в верхней головке шатуна, применяются редко.