Шатуны обеспечивает преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движения коленчатого вала, соединяют поршни с кривошипами коленчатого вала, передают коленчатому валу силу от давления газов во время такта расширения, а при других тактах приводят поршень в движение. Основными частями шатуна являются: верхняя головка с запрессованной в нее втулкой подшипника скольжения, стержень двухтаврового или кольцевого сечения и нижняя головка с крышкой. Шатуны могут быть разделены по конструкции на 3 группы: шатуны однорядных и V-образных двигателей с последовательным расположением одинаковых шатунов на одной шейке вала; шатуны с центральным сочленением V-образных двигателей; прицепные шатуны. Первый способ наиболее простой, но для установки на каждой шатунной шейки коленчатого вала двух шатунов, необходимо увеличивать ее длину. При этом увеличивается длина V-образного двигателя и моменты, изгибающие шатунные шейки вала. Стержень шатуна обычно выполняют двутаврового сечения. Верхние головки шатунов выполняются неразъемными, нижние - кривошипные головки в многоцилиндровых двигателях выполняют разъемными, рис. 10 а, б. В некоторых случаях, для обеспечения возможности демонтажа поршня с шатуном через цилиндр, кривошипные головки изготовляют с косым разъемом, рис. 10 б. Нижние головки каждого шатуна имеет разъем, крышки нижних головок крепятся с помощью шпилек, болтов и гаек, изготовленных из высококачественной стали. Шатуны и крышки не взаимозаменяемы, крышка устанавливается на шатун определенным способом. Для выполнения заданных условий шатуны и крышки имеют метки. В нижние головки шатуна устанавливают подшипники скольжения, состоящие из двух вкладышей, вместе составляющих тонкостенную цилиндрическую втулку. Вкладыши изготавливают из стальной ленты толщиной 1,0 - 1,8 мм для карбюраторных и 2,0 - 3,6 мм для дизельных двигателей с внутренней стороны имеющей слой 0,25 - 0,7 мм антифрикционного материала на алюминиевой основе.
Рис. 10 Кривошипные головки шатуна
|
|
Рис. 11 |
Рис. 12 |
Шатуны с центральным сочленением V-образных двигателей, рис. 11, состоят из вильчатого наружного шатуна II, имеющего меньший диаметр внутреннего отверстия и внутреннего шатуна I.
Прицепной шатун IV, рис. 12, крепится к главному шатуну III с помощью пальца. Нижняя головка главного шатуна разъемная. Конструкция, несмотря на относительную сложность, компактна и с учетом чередования рабочих ходов обеспечивает приемлемые значения контактных и изгибных напряжения в шатунных шейках коленчатого вала.