1. Рабочий цикл четырехтактного бензинового
двигателя
Двигатели, в цилиндрах
которых рабочий цикл совершается за два оборота коленчатого вала (за четыре хода
поршня), называют четырехтактными.
Если рабочий цикл совершается за один оборот коленчатого вала (за два хода
поршня), то двигатели называют
двухтактными.
Такт впуска
(рис. 1, а). При вращения коленчатого вала 8 (за пол-оборота) поршень
перемещается от ВМТ к НМТ. При этом впускной клапан 4 открыт, а выпускной клапан
6 закрыт. При движении поршня вниз объем над ним
увеличивается, поэтому в цилиндре 2 создается разрежение, равное 0,07 ÷
0,095 МПа, в результате чего свежая горючая смесь, состоящая из паров бензина и
воздуха, засасывается через впускной газопровод 3 в цилиндр. Свежая рабочая
смесь в результате соприкосновения с нагретыми деталями и остаточными газами
имеет температуру в конце такта впуска 75 ÷ 125°С.
Рисунок 1 -
Рабочий цикл четырехтактного одноцилиндрового
карбюраторного двигателя:
а — такт впуска; б — такт
сжатия; в — такт расширения (рабочий ход); г — такт выпуска; 1 — поршень; 2 —
цилиндр; 3 — газопровод; 4 — впускной клапан;
5 — свеча зажигания; 6 — выпускной клапан; 7— газопровод; 8 —
шатун; 9 — коленчатый вал.
Такт сжатия
(рис. 1, б). При дальнейшем вращении коленчатого вала поршень перемещается от
НМТ к ВМТ. При этом впускной клапан 4 закрывается, а выпускной клапан 6 закрыт.
По мере сжатия горючей смеси повышается ее температура и давление. В зависимости
от степени сжатия давление в цилиндре в конце такта сжатия может составлять 0,8
÷ 1,5 МПа, а температура газов
— 300 ÷ 450°С.
Такт расширения, или рабочий ход
(рис. 1, в). В конце такта сжатия горючая смесь воспламеняется от электрической
искры, возникающей между электродами свечи зажигания 5, и быстро сгорает, в
результате чего температура и давление образующихся газов резко возрастают и
поршень перемещается от ВМТ к НМТ. Максимальное давление газов на поршень при
сгорании для карбюраторных двигателей составляет 3,5 ÷ 5 МПа, а температура
газов - 2100 ÷ 2400 °С.
При такте расширения
шарнирно связанный с поршнем шатун 8 совершает сложное движение и через
кривошип передает вращение коленчатому валу. При расширении газы совершают
полезную работу, поэтому ход поршня при этом такте коленчатого вала называют
рабочим ходом. В конце рабочего хода поршня давление в цилиндре составляет 0,3 ÷
0,75 МПа, а температура — 900 ÷ 1200 °С.