2. Рабочий цикл четырехтактного дизельного двигателя.

 

Такт впуска (рис. 2, а). При движении поршня 7 от ВМТ к НМТ, вследствие образующегося разрежения, из воздухоочистителя 3 в полость цилиндра 6 через открытый впускной клапан 4 поступает атмосферный воздух. Давление воздуха в цилиндре составляет 0,08 ÷ 0,095 МПа, а температура 40 ÷ 60°С.

Такт сжатия (рис. 2, б). Поршень движется от НМТ к ВМТ. Впускной 4 и выпускной 5 клапаны закрыты, вследствие этого перемещающийся вверх поршень 7 сжимает имеющийся в цилиндре воздух. Для воспламенения топлива необходимо, чтобы температура сжатого воздуха была выше температуры самовоспламене­ния топлива. Из-за высокой степени сжатия температура воздуха достигает 550 ÷ 700°С при давлении воздуха внутри цилиндра 4,0 ÷ 5,0 МПа.

Такт расширения, или рабочий ход (рис. 2, в). При подходе порш­ня к ВМТ в цилиндр через форсунку 2 впрыскивается дизельное топливо, подаваемое топливным насосом 1. Впрыснутое топливо, перемешиваясь с нагретым воздухом, самовоспламеняется, и начинается процесс сгорания, характеризующийся быстрым повы­шением температуры и давления. При этом максимальное давле­ние газов достигает 6 ÷ 9 МПа, а температура — 1800 ÷ 2000 °С. Под действием давления газов поршень 7 перемещается от ВМТ к НМТ. Совершается рабочий ход. Около НМТ давление составляет 0,3 ÷ 0,5 МПа, а температура — 700÷900° С.

 

 

Рисунок 2 - Рабочий цикл четырехтактного дизеля:

а — такт впуска; б — такт сжатия; в — такт расширения (рабочий ход); г — такт выпуска;  1 — топливный насос; 2 — форсунка; 3 — воздухоочиститель;               4 — впускной клапан; 5 — выпускной клапан; 6 — цилиндр; 7 — поршень.

 

Такт выпуска (рис. 2, г). Поршень перемещается от НМТ к ВМТ, и через открытый выпускной клапан 5 отработавшие газы выталкиваются из цилиндра. Давление газа составляет 0,11 ÷ 0,12 МПа, а температура — 500 ÷ 700°С.