1. Общие сведения о сжатых и сжиженных газах

Использование газа в качестве автомобильного топлива позволяет удешевить автомобильные перевозки и разгрузить железнодорожный транспорт от перевозок бензина и дизельного топлива в районы богатые газом, а также уменьшить загрязнение окружающей среды.

В качестве топлива для двигателей газобаллонных автомобилей применяют различные газы естественного  и промышленного происхождения, которые хранятся на автомобилях в сильно сжатом или сжиженном состоянии.

К сжимаемым газам относят естественные газы, выделяющиеся из скважин и трещин в земной коре или добываемые из буровых газовых скважин; промысловые газы, выделяющиеся из недр земли вместе с нефтью; крекинг-газ, получаемый в виде отхода при обработке нефти на крекинговых заводах; светильный газ, являющейся продуктом сухой перегонки каменных углей. Сжатые газы в основном состоят из метана.

К сжижаемым газам относят этан, пропан, бутан и др. Источником получения этих газов являются предприятия нефтеперерабатывающей промышленности.

При работе двигателя на газе происходит более совершенное смесеобразование, чем на бензине. Это связано с тем, что воздух смешиваться с газами, уже находящимися в газообразном агрегатном состоянии, чем достигается однородность горючей смеси, а, следовательно, и более совершенное смесеобразование.

Применение газа уменьшает нагарообразование, исключает возможность конденсации паров топлива на стенках цилиндров, смывание масляной пленки и разжижения масла, что увеличивает (в 1,5-2 раза) срок службы двигателя и периодичность смены масла.

Сжатые газы, характеризуются высокими октановыми числами (108 – 110), поэтому у них выше, чем у бензина антидетонационные свойства и вследствие этого обеспечивается высокие экономические показатели и большая степень сжатия.

Полученная однородная горючая смесь из газа и воздуха, сгорая в цилиндрах двигателя, позволяет получить минимальное количество продуктов неполного сгорания, вредных для человеческого организма.

К недостаткам применения газового топлива по сравнению с бензином относится снижение скорости горения и меньшее выделение тепла при его сгорании. В результате этого мощность двигателя уменьшается в зависимости от вида применяемого газа на 7-12 % при одной и той же степени сжатия. Повышением степени сжатия этих двигателей можно компенсировать потери мощности. Недостатком также является повышенная пожаро и взрывоопасность.

Рабочий цикл двигателя, работающего на газе, такой же, как и у карбюраторного, но устройство и работа приборов системы питания существенно отличается.