5. Эксплуатация газобаллонных установок

 

К эксплуатации газобаллонных автомобилей относят пуск двигателя, остановку его и перевод двигателя с одного вида топлива на другое.

Уход за газобаллонной установкой включает следующие основные операции: заправка автомобилей газом, наружную отчистку всех частей, отчистку газового фильтра, подтяжку креплений установки редуктора и карбюратора-смесителя.

Заправка автомобилей. В основном заправка автомобилей сжиженным газом аналогична заправке жидким топливом. Особенностями заправки автомобиля газом являются лишь следующие условия:

·     обязательная герметичность соединений заправочного шланга и вентиля баллона;

·     контроль максимального наполнения баллона при помощи вентиля максимального заполнения. Появление белого облака газа свидетельствует о заполнении баллона до максимального уровня и необходимости прекращения заправки;

·     строго горизонтальная установка газобаллонного автомобиля при заправке. В противном случае возможно чрезмерное или недостаточное наполнение баллона сжиженным газом.

Сжатым газом автомобили заправляют при неработающем двигателе. Заправочный шланг герметично при помощи резьбового соединения подсоединяют к наполнительному вентилю автомобиля. Затем открывают этот вентиль, проверяют нет ли утечки газа, и определяют остаточное давление газа в баллонах по манометру. Если оно меньше 0,5 МПа, необходимо продуть баллоны. Для этого в них подается сжатый газ под давлением 1,0 – 1,5 МПа, а затем он выпускается в атмосферу. Продувка повторяется 2-3 раза.

Автомобиль заправляют из ресиверов автомобильных газонаполнительных станций. Ресиверы соединены между собой в две три секции, что позволяет посекционно заправлять баллоны автомобиля. Заправку баллонов начинают от секции с меньшим давлением, а затем переключают на другую секцию и дозаправляют баллоны до давления 20 МПа.

Количество заправленного сжатого газа определяют в объемных единицах (м3) при помощи манометра высокого давления до разности его показаний до и после заправки. Количество отпущенного газа учитывают с поправкой на изменение температуры и коэффициента сжимаемости газа. Поправочные коэффициенты определяются по таблицам.

У автомобилей, работающих на газе, по сравнению с автомобилями, работающем на жидком топливе, имеются некоторые особенности в управлении двигателем на режимах пуска, остановки, и перевода с одного вида топлива на другой.

Пуск двигателя. При пуске двигателя на газе, так же как и на бензине используется стартер. Перед пуском в двигателе проверяют наличие охлаждающей жидкости, масла и бензина; осматривают газовую аппаратуру с арматурой и убеждаются в полной ее исправности; проверяют наличие газа в баллоне; открывают паровой вентиль баллона при пуске холодного двигателя или жидкостный вентиль при пуске прогретого двигателя; открывают магистральный вентиль и по показаниям манометров проверяют наличие газов в баллоне и первой ступени редуктора.

Воздушную заслонку смесителя прикрывают только при затрудненном пуске холодного двигателя, на всех других режимах работы двигателя она должна быть полностью открыта.

Пуск прогретого двигателя, находящегося в исправном состоянии, обычно происходит с первых попыток.

Пуск холодного двигателя при умеренной температуре осуществляется следующим образом. Открывают паровой расходный вентиль газового болона и магистральный вентиль. Для ускорения пуска заполняют газом газопровод от редуктора до смесителя принудительным открыванием клапана второй ступени редуктора, кратковременно нажимая на шток диафрагмы второй ступени, или прикрывают воздушную заслонку газового смесителя. Вытягивают ручку управления дроссельными заслонками наполовину длины хода, т.е. перекрывают дроссельные заслонки. Пускают двигатель и прогревают его на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Как только температура охлаждающей жидкости достигнет 50-60°С, открывают расходный вентиль жидкой фазы и закрывают расходный вентиль паровой фазы. Недопустима длительная работа двигателя при открытом вентиле паровой фазы, т.к. происходит интенсивное испарение фракций сжиженного газа.

После прогрева двигателя кнопку ручного управления дроссельными заслонками возвращают в исходное (первоначальное) положение и открывают полностью воздушные заслонки, если их прикрыли перед пуском двигателя.

Остановка двигателя. Для остановки двигателя на короткое время выключают зажигание. Магистральный и расходный вентили остаются открытыми, так как поступление газа перекрывает редуктор.

При остановке двигателя на более длительное время (1-2 ч.) перекрывают магистральный вентиль и продолжают работу двигателя до тех пор, пока не будет израсходовано топливо из газопроводов между магистральным вентилем и газосмесительным устройством. Затем выключают зажигание.

При длительной стоянке (ночная или междусменная) закрывают расходные вентили паровой и жидкостной фаз и продолжают работать до полной остановки двигателя, после чего перекрывают магистральный вентиль и выключают зажигание.

Перевод двигателя с одного топлива на другой. Это операцию рекомендуется выполнять после того, как из трубопроводов будут полностью выработаны остатки предыдущего топлива, и двигатель остановиться. Перевод работы двигателя с газа на бензин осуществляется в такой последовательности: закрывают расходный вентиль и вырабатывают газ из трубопроводов до остановки двигателя, закрывают магистральный вентиль; выключают зажигание; отсоединяют тягу привода дроссельных заслонок от смесителя и присоединяют к карбюратору; открывают кран топливного бака; закрывают воздушные и дроссельные заслонки смесителя; открывают крышку входного отверстия карбюратора; обычным способом пускают двигатель на бензине.

При переводе работы двигателя с бензина на газ эти операции выполняют в обратной последовательности.

Техническое обслуживание. При ЕТО осматривают и проверяют все соединения, баллоны и вентили, сливают отстой из редуктора низкого давления проверяют отсутствие подтекания бензина.

При ТО-1 дополнительно проверяют действие предохранительного клапана, снимают и отчищают фильтрующие элементы. Азотом или сжатым воздухом проводят опрессовку (нагнетание до определенного давления и выдержку по времени) всех системы. Проверяют работу двигателя на холостом ходу при использовании как бензина так и газа.

При ТО-2 дополнительно регулируют редукторы и предохранительный клапан на требуемое давление, проверяют манометры. Проверяют и регулируют аппаратуру на токсичность работы двигателя.

При сезонном обслуживании дополнительно с операциям ТО-2 сливают отстой и промывают бак. Один раз в три года проводят освидетельствование (проверку в Гостехнадзоре) газовых баллонов.

Все работы проводятся после перекрытия расходных вентилей баллонов, израсходовав или выпустив газ из системы. Запрещается подтягивать соединения и крепления, а также ремонтировать аппаратуру при наличии в системе газа под давлением.