Современные бензиновые двигатели оснащаются комплексной микропроцессорной системой управления впрыскиванием топлива и зажигания (Мотроник). Система обеспечивает функции управления системой зажигания, позволяет точно дозировать подачу топлива и корректировать угол опережения зажигания, в том числе в зависимости от нагрузки и детонации. Микропроцессорная система обеспечивает необходимые мощностные и экономические показатели работы двигателя. Комплексная система может включать различные элементы питания моносистем. Подобные системы устанавливаются на отечественных автомобилях ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ.
В систему питания, рис. 3, входят: бензобак 6, топливозаборник с фильтром грубой очистки 7, электробензонасос 9, фильтр тонкой очистки 11, регулятор давления топлива 4, электромагнитные форсунки 3, воздушный коллектор с дроссельной заслонкой 1, топливопроводы (низкого давления 8, высокого 10, двигателя 2, сливной 5), датчики, исполнительные устройства и микропроцессорный блок управления.
Комплексная микропроцессорная система управления работой двигателя обеспечивает оптимальный состав рабочей смеси, подачу топлива через форсунки в цилиндры двигателя и воспламенение смеси с учетом оптимального угла опережения зажигания. Комплексная система управления использует данные, полученные от датчиков системы и программы, сохраняемой в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) блока управления.
Рис.3 |
Микропроцессорный электронный блок управления обеспечивает:
формирование момента и длительности импульса тока управления электромагнитной форсунки; продолжительность импульса определяет время работы форсунки и количество топлива, подаваемого в цилиндр двигателя;
формирование импульса электрического тока катушки зажигания, с учетом необходимого угла опережения зажигания;
управление работой регулятора добавочного воздуха;
включение электробензонасоса;
управление работой двигателя в резервном режиме;
контроль и самодиагностику неисправностей системы.
Микропроцессорный блок управления работает совместно со следующими датчиками и исполнительными устройствами:
датчиком положения коленчатого вала;
датчиком положения распределительного вала;
датчиком массового расхода воздуха;
датчиком положения дроссельной заслонки;
датчиком детонации;
датчиком температуры охлаждающей жидкости;
датчиком температуры воздуха во впускной системе;
электромагнитными форсунками.
Исполнительные устройства (электродвигатели, электромагниты) обеспечивают изменение положения регулирующих устройств (дроссельной заслонки, клапанов).