5.2. Датчик измерения кислорода

 

Датчик измерения кислорода в отработавших газах (лямбда-датчик) предназначен для точного определения коэффициента избытка воздуха в цилиндре. Датчик дает эффект только при  установке нейтрализатора выхлопных газов. Применяют в основном датчики с чувствительным элементом из двуокиси циркония, покрытой пленкой платины. Двуокись циркония является твердым электролитом. К  одной  стороне  чувствительного  элемента  подводится    чистый воздух, к другой  отработавшие газы. Элемент реагирует на разность парциальных давлений кислорода в воздухе и  отработавших газах. В зависимости  от  разности  парциальных давлений кислорода датчик вырабатывает управляющий сигнал (ЭДС различной величины), поступающий в МБУ.

 

 

 

 

 

 

Рис. 5

Датчик устанавливается в выпускном коллекторе. Корпус датчика 1 имеет резьбу. Внутри защитного колпака 7 с прорезями помещен патрон 6 с платиновыми контактами  5 и активным керамическим элементом  из диоксида циркония. Внутри керамического элемента есть канал 2 для подвода к элементу чистого воздуха. Отработавшие газы подводятся к элементу через  прорези патрона. Через контакты 5 и электрический разъем 3 управляющий сигнал от датчика поступает к МБУ.

 

5.3.  Датчик детонации

 

Датчик детонации, рис. 6, служит для изменения угла опережения зажигания при изменении нагрузки на двигатель. Детонация возникает вследствие несоответствия нагрузочного режима и условий сгорания рабочей смеси. Устанавливается на блоке цилиндров. Состоит из кварцевого пьезоэлемента 7, груза 6, корпуса 2 и деталей крепления и арматуры 1,3,4,5,8. При работе двигателя с детонацией инерционная масса 6 давит на кристалл 7 и в нем возникает электрический сигнал определенной формы и величины. При детонации резко увеличиваются амплитуды напряжения этого сигнала. В блоке управления в соответствии с амплитудой сигнала устанавливается интенсивность (скорость) коррекции угла опережения зажигания до полного прекращения детонации.

 

 

 

 

 

Рис. 6